Крылатые ракеты «Калибр». Как Россия создала ответ на американские «Томагавки»
Четверть века мир был убежден, что США – единственная страна, способная нанести удар крылатыми ракетами
Крылатые ракеты «Калибр» - пожалуй, самое известное творение российской оборонки последних лет. Широкая публика узнала об их существовании 7 октября 2015 года. Тогда в рамках воздушной операции против боевиков запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» было выпущено 26 ракет этого типа, которые уничтожили 11 целей на территории Сирии.
Шок от удара, нанесенного почти через половину континента, испытали не только игиловцы. Западные СМИ и экспертное сообщество не один месяц в панических тонах обсуждали «длину российских рук» и потенциальные возможности «русских томагавков». Это и неудивительно: ведь почти четверть века монополию на применение крылатых ракет удерживали Соединенные Штаты. Российский «Калибр» буквально порвал сложившийся шаблон международных отношений.
Рожденный в СССР
Несмотря на то, что слава пришла к «Калибрам» относительно недавно, сама разработка отнюдь не является новой. История этих ракет уходит корнями в эпоху «холодной войны»: в 70-е годы СССР создал крылатую ракету КС-122, способную поражать ядерными боеприпасами цели на дистанции в 2900 километров. Ракета создавалась в ответ на появление первых «Томагавков» и во многом была лучше американских «топоров».
Ракетами КС-122 вооружили морские комплексы С10 «Гранат» и сухопутные комплексы КР-55 «Рельеф». Ахиллесовой пятой проекта оказалась узкая специализация: КС-122 могли нести только относительно легкие ядерные боеголовки. Более тяжелые боевые части, снаряженные обычной взрывчаткой, ракеты этого типа уже не тянули.
В результате, когда Москва и Вашингтон договорились о ликвидации ядерных ракет малой и средней дальности, сухопутные «Рельефы» пришлось порезать на металлолом, а морские «Гранаты» разоружить, снять с ракет боеголовки и хранить их на складах.
Предвидя такой сценарий, конструкторское бюро «Новатор» в 1986 году в инициативном порядке разработало неядерный вариант КС-122 морского базирования. Однако военных не устроила дозвуковая скорость ракеты.
К 1990-му году конструкторы модернизировали изделие, так что теперь на финишном участке полета ракета могла прорываться сквозь противоракетную оборону противника на сверхзвуковой скорости. Ракета успешно прошла испытания, но из-за развала СССР так и не пошла в производство.
Эпоха «Томагавков»
Несмотря на разруху и хаос 90-х, работы по совершенствованию ракет продолжались. Первые представители семейства «Калибров» были показаны на международном авиационно-космическом салоне МАКС-93. К 1997 году на базе КС-122 была создана ракета, способная поражать подводные лодки. Однако эти работы и близко не подходили к нише, которую заняли американские «Томагавки».
Первым эффективность этого оружия испытал на себе Ирак. В ходе операции «Буря в пустыне» (1991 г.) американцы отстреляли 288 ракет этого типа. Результат настолько понравился Пентагону, что семь лет спустя в ходе операции «Лиса пустыни» американские военные применили по иракским целям уже 415 «Томагавков». При нападении на Югославию в 1999 году Пентагон применил порядка 218 ракет этого типа, а входе второго вторжения в Ирак в 2003-м были выпущены 802 «топора».
Доставалось даже таким странам, как Афганистан и Ливия; били «Томагавками» по боевикам ИГ и сирийскому военному аэродрому Шайрат.
По мере увеличения числа применяемых ракет серьезно изменилась их роль в конфликтах. Если в первую иракскую войну «Томагавки» выступали в роли высокотехнологичного оружия, то к концу 90-х ракета превратилась в расходный материал. Отстреляв несколько тысяч «топоров», Пентагон пришел к выводу, что разработка времен противостояния советской империи – слишком дорогое удовольствие для колониальных разборок, и взял курс на их удешевление.
«Томагавки» переодели в пластиковые корпуса (что лишило их возможности стартовать с значительных глубин), снабдили дешевыми двигателями, упростили конструкцию и даже уменьшили массу боеголовок. Единственным элементом, который постоянно усложнялся и совершенствовался, стали электронные мозги ракеты. Благодаря современным процессорам и программному обеспечению, последние модели «топоров» способны менять цели во время полета и барражировать над полем боя, выжидая момент, когда в зоне досягаемости появится подходящий для уничтожения объект.
Русский ответ
Разобравшись с хаосом 90-х, Россия довольно быстро наверстала отставание от США: первые испытания комплекса «Калибр-ПЛЭ» прошли в сентябре 2004 года. Впервые законченный комплекс ракетного оружия «Калибр-А» был представлен на выставке IDEX-2007 в Абу-Даби. Однако тогда разработка никакого шума не вызвала, да и заинтересовала только узких специалистов из числа «тех, кому надо».
Заметно больший интерес вызвал ракетный комплекс Club-K, показанный в 2009 году на Азиатской выставке вооружений. Российские конструкторы спрятали пусковую установку «Калибров» в морской 40-футовый контейнер.
Посмотрев на получившееся изделие, военные всего мира осознали, что самый обычный контейнеровоз теперь может произвести залп, которому позавидует ракетный крейсер. Для тех же Соединенных Штатов это означает, что удар может быть нанесен с самого неожиданного направления: из портов Мексики или Канады, с проплывающего мимо их эскадры судна нейтрального государства.
Однако по-настоящему звездный час «Калибров» настал осенью 2015 года. После удара по игиловцам мировая общественность резко захотела узнать, что же представляет из себя «русский томагавк». Оказалось, что Россия без лишнего шума и пыли создала целое семейство крылатых ракет, «заточив» каждую из них под определенный тип задач.
В противокорабельном варианте «Калибры» имеют три ступени: стартовую, маршевую и боевую. Боевая ступень позволяет ракете прорываться к жертве со скоростью, в три раза превосходящей скорость звука. Однако дальность таких ракет, по оценкам экспертов, составляет от 370 до 500 км.
«Калибры», предназначенные для уничтожения объектов на суше, имеют всего две ступени: стартовую и маршевую. Движутся они неспешно (с дозвуковой скоростью), но очень далеко. Дальность полета с 400-килограмовой боеголовкой составляет до 1500 км. Если же ракету вооружить более легким ядерным зарядом, радиус возрастает до 2600 км.
Ракеты этого типа способны красться на высоте 15-20 метров, а при заходе на цель выполнять противоракетный маневр. Некоторые модификации могут уточнять свое положение с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, другие руководствуются показаниями инерционных систем наведения и бортового радиоэлектронного оборудования. При этом «Калибры» унаследовали от своего предка КС-122 возможность стартовать из-под воды, что позволяет использовать в качестве носителей не только надводные корабли, но и субмарины.
В отличие от деградировавших «Томагавков», российские «Калибры» предназначены не только для избиения «бармалеев», которым нечем ответить, но и для прорыва сквозь мощную ПВО высокоразвитых противников.
Впрочем, это еще не все: американских специалистов терзают смутные сомнения, что не только российские корабли, но и новые оперативно-тактические комплексы «Искандер» могут применять «Калибры». Именно эти подозрения лежат в основе обвинений России в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, время от времени звучащих из-за океана. Российские военные раз за разом успокаивают американских коллег, советуют выкинуть плохие мысли из головы, расслабиться и перечитать сказочку о том, что ЕвроПРО (европейский компонент американской противоракетной обороны) не направлен против России.
В свете событий последних лет не исключено, что мы еще далеко не все знаем о «Калибрах», и, возможно, эти ракеты еще разок-другой удивят западную общественность.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов