Что стало со скульптурой обнаженной девушки с веслом в парке Горького
Выставка прошла в 1923-м. Через пять лет пустующую территорию отдадут под будущий парк культуры и отдыха. В марте выйдет постановление, а уже 12 августа 1928-го ПКиО откроется для посетителей. В первый день их было больше 100 тыс., по тем временам - даже слишком много, поэтому парк через месяц закроют, дескать, не справляется. Новое руководство сделает так, чтобы места и дела по душе хватало всем. Между прочим, в парке даже ясли были, дабы молодые мамочки тоже могли развлечься.
Пять самых популярных объектов 1930-х
Восемь метров обнаженки
В 1935-м скульптор Иван Шадр, автор композиции «Булыжник - орудие пролетариата» и иллюстраций для первых советских купюр, изваял девушку с веслом. 12-метровой статуе прочили роль доминанты среди струй главного фонтана. Оказалось - перебор: скромные советские труженики смущались при виде неприкрытых девичьих прелестей. Говорят, сам Сталин велел убрать, мол, люди увидят и дальше не пойдут. Шадр на собственные деньги увез свою даму на юг страны. В Одессе поступило предложение надеть на девушку хотя бы трусы, в Николаеве она недолго украшала вход в яхт-клуб. В результате обосновалась в парке Луганска (тогда Ворошиловград). Была разрушена во время войны и восстановлена в 2019-м.
А Шадр вылепил другую - высотой восемь метров, тоже обнаженную. Эту посчитали не столь вызывающей, и она радовала глаз посетителей, пока не погибла под фашистскими бомбами.
Несвободное падение
Спиральный спуск на ковриках внутри 35-метровой башни одних посетителей веселил, возвращая в детство, у других вызывал усмешку. Ильф и Петров от души прошлись по аттракциону в фельетоне, опубликованном в газете «Правда». Но всеобщее увлечение авиацией подарило башне серьезную роль парашютной вышки, откуда мог прыгнуть каждый прошедший инструктаж и заплативший два рубля (самый дорогой аттракцион, остальные стоили от 40 коп. до 1 руб.). От желающих отбоя не было.
Во время войны башня стала наблюдательным пунктом ПВО, в начале 1950-х ее разобрали, и на этом месте поселилась бронзовая статуя балерины авторства Елены Янсон-Манизер, вдохновленной танцем Галины Улановой.
Ленин в цветах
В 1931 году Нескучный сад - бывшее владение Прокопия Демидова, обожавшего ботанику и мечтавшего создать самый большой сад в Европе, - перешел в ведение парка. В оранжерее художник Васо Бежани составлял цветочные портреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького, Льва Толстого. Так что ковры из цветов, которыми так гордится Брюссель (там впервые создали композицию в начале 1970-х), - жалкое подражательство. Подумаешь, красивый узор составить. Попробуйте руководителя государства «нарисовать»!
К слову, живые скульптуры на туристических улицах европейских городов тоже не оригинальны. Демидов расставлял в оранжерее вымазанных белилами голых крепостных в позах античных статуй. Стоило кому-то потянуться к растению, скульптура оживала и давала по рукам. Фигурально, конечно, но фактор неожиданности действовал безотказно. Оранжерея и открытый в 1938-м розарий действуют по сей день.
Потерянные таланты
Павильон «Шестигранник» - шесть ангаров, выстроившиеся в круг, - достался парку от сельскохозяйственной выставки. Детище архитектора Ивана Жолтовского служило выставочным залом, затем фабрикой-кухней, пивным рестораном, танцевальной площадкой. После войны частично разрушенный бомбами павильон восстановили, но до наших дней он дошел полуразваленным. Сейчас ведется реставрация, «Шестигранник» станет частью музея «Гараж». С шедевром русской архитектуры работает японское бюро, будто своих талантов не нашлось.
Поцелуй Пушкина
Зеленый театр существовал в Нескучном саду еще в XIX веке и остался в истории как место, куда Александр Пушкин пригласил Наталью Гончарову и якобы даже поцеловал ее на обратном пути. Открытый театр, вмещающий 20 тыс. человек, появился в ЦПКиО в 1933-м. На сцене давали оперы, балеты, оперетты, а для киносеансов закупили гигантский экран. Здесь прошла театрализованная премьера комедии «Цирк», снимался финал картины «Асса» с концертом Виктора Цоя. А в конце 1980-х в нем обосновался Театр музыки и драмы Стаса Намина, позже оставивший за собой лишь прилегающее здание. На сцене по-прежнему проходят концерты и музыкальные спектакли.
Селфи в клумбе
В 1990-е Парк им. Горького являл собой унылое зрелище. Аляпистые аттракционы, будто свезенные из мирового секонд-хенда, заржавевшее колесо обозрения, на котором кто-то даже рисковал кататься, левые торговые точки да еще вход платный! Облагораживать ЦПКиО взялись лишь в 2011-м. Назначенный директором Сергей Капков со товарищи сделал из парка модное хипстерское место с велодорожками, лежаками и бесплатным вай-фаем. Это что касается отдыха. За культуру отвечает отхвативший дорогущую землю в центре столицы Музей современного, а значит, далеко не всем понятного искусства, «Гараж». Заправляет им Дарья Жукова, и это подарок тогда еще ее возлюбленного, Романа Абрамовича, он вкладывался в обустройство парка.
Ну хотя бы вход бесплатный теперь. Правда, прогулка по набережной чревата столкновением с толпами велосипедистов, роллеров, скейтеров. А пытаясь найти уединенное местечко в районе Нескучного сада, попадаешь в толпу красоток, принимающих соблазнительные позы для селфи в клумбе. Впрочем, безусловно, так лучше, чем 20 лет назад. Все равно советскую концепцию, рассчитанную на воспитание и образование посетителей, а не на извлечение прибыли, уже не вернуть.
Цитата
Герберт Уэллс, запись в книге почетных гостей ЦПКиО, 23 июля 1934 г. :
- Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в Парке культуры и отдыха.
Имей в виду
- Слово «центральный» появилось в названии в 1931 году, чтобы отличать парк от только что открывшихся собратьев в Сокольниках и Измайлове. А имя Горького он получил в 1932-м: в честь широко отмечавшегося 40-летия литературной деятельности писателя и его возвращения из Италии.
- «Ударно работать, культурно отдыхать» - так называлась брошюра директора ЦПКиО Бетти Глан об обустройстве парка.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов