По каким-то делам вас занесло в Новосибирск и выдалась пара свободных дней? Вам крупно повезло! В мегаполисе немало мест, достойных посещения самыми взыскательными туристами (впрочем, и местные наверняка не обо всех слышали - так что и им собранный материал будет интересен). А также мистических объектов, способных не по-детски пощекотать нервы и повысить уровень адреналина.
Театр оперы и балета НОВАТ
- Красный проспект, 36
Главный предмет гордости новосибирцев. Самый большой театр России! Уникальна не только архитектура здания, но и репертуар. Скажем, именно в НОВАТе начинал дирижер с мировым именем Теодор Курентзис.
Постановки новосибирского Оперного постоянно получают престижные театральные награды. А еще местные жители убеждены, что многочисленные подземные ходы НОВАТа могут вывести к двум озерам и секретному бункеру Сталина.
Рассказывают, что убежище для вождя соорудили в 40-х на случай отступления. В годы войны, кстати, подземелья Оперного стали хранилищем музейных сокровищ со всего СССР, включая Третьяковку и Эрмитаж. Несколько лет там был спрятан стол, за которым ребенком сидел Иисус Христос с матерью Марией и отцом Иосифом. А евангелист Лука написал за ним Владимирскую икону Божией Матери - самую почитаемую святыню РПЦ.
Зоопарк имени Шило
- улица Тимирязева, 71/1
Зоопарк занимает площадь 65 га среди высоких сосен. В нем более 350 видов зверей, занесенных в Красную книгу. И с ними порою приключаются настоящие чудеса. Так, например, в 2004-м на свет появились первые в России лигрицы - два гибрида бенгальской тигрицы и африканского льва. Названные, разумеется, Зитой и Гитой. И это не результат научного эксперимента, а плоды настоящей, неожиданной любви! Гиту забрали в Москву, а Зита осталась в Новосибирске, родила детенышей и умерла в 2018-м.
А еще здесь впервые в неволе дали потомство речные выдры, камчатские снежные бараны и азиатские дикуши. А еще зоопарк остается единственным в мире, где содержатся аргали - вымирающие алтайские горные бараны.
Музей мировой погребальной культуры
- поселок Восход, улица Военторговская, 4/16
В коллекции - несколько тысяч экспонатов, включая сотни траурных нарядов и украшений (например, из волос усопшего), а также десятки моделей катафалков и гробов. Среди которых, в частности, многоразовый австрийский и семейный - сразу на троих человек. И конечно же, вас привлекут копии посмертных масок разных знаменитостей!
Экскурсоводы увлекательно рассказывают о похоронных обрядах, культах разных стран и фобиях, присущих отдельным народностям. Лично мне больше всего запомнились фотографии мертвых людей, на которых они стоят или сидят с открытыми глазами - как живые. Особенно снимки покойных детей. Среди игрушек, в кроватках, с родителями… Бр-р-р, мурашки по коже! Так богатые европейцы на память запечатлевали своих близких в XIX веке.
Врезались в память и некоторые пункты стародавнего траурного этикета. Какие надевать украшения, из какой ткани платья... Например, в первый год траура по родителям можно было носить только шерсть и креп. В семьях, где царил глубокий траур, невесты выходили замуж в лиловых платьях. А вдовам запрещалось пудриться и румяниться первые два года после смерти супруга.
Основатель и владелец музея - экстравагантный бизнесмен Сергей Якушин, выпускник Новосибирского пединститута по специальности «преподаватель английского и немецкого языка» - скончался от рака желудка в прошлом году в 69 лет. Хоронили его под песни «Как упоительны в России вечера» и «Как хочется жить» - такова была последняя воля Сергея. Гроб его до кладбища везли на роскошной карете.
При жизни Якушин мог отправить прах любого желающего в космос, организовал Всероссийский чемпионат по скоростному копанию могил и проводил выставки ритуальной культуры. Дело «похоронного короля» продолжил его младший сын Родион, во всем разделяющий взгляды отца.
«Гастрокорт»
- улица Мичурина, 12
В 2021 году посреди Центрального рынка, основанного в 30-х годах, открыли первый в Новосибирске фуд-молл «Гастрокорт». Это гастрономическое пространство объединило около 100 точек общепита, представляющих кухни разных народов. Так, например, здесь можно отведать бурят-монгольские блюда: легендарные буузы, баншатай шулэн (суп с пельменями и лапшой) или соленый чай с молоком.
Не менее интересна уйгурская и казахская кухня (обязательно возьмите аутентичный бесбармак с мясом конины). И самая прикольная фишка фуд-молла - супы-пюре в хлебных стаканчиках. Купил и пошел! Вкусы любопытные - морковный карри, кукурузный, чечевичный, сырно-грибной.
Краеведческий музей
- Красный проспект, 2
В основанный в 1920 году музей стоит заглянуть хотя бы ради самого известного экспоната - полного скелета мамонтихи Матильды. 83 года назад ее нашли в 60 км от города деревенские мальчишки. По подсчетам ученых, самка мамонта прожила 50 лет.
Собор Александра Невского
- Красный проспект, 1а
Собор открыли в 1899-м. В 1950-х годах по городу поползли слухи о загадочной надписи возле него. Каждую весну, когда сходил снег, на тротуаре, идущем вдоль церкви, начал проступать прямоугольный контур. А в нем слова: «Здесь лежит строитель храма сего». В 1961-м таинственную надпись видели последний раз.
Через 10 лет по Красному проспекту протягивали кабель. Вскрыв асфальт, рабочие обнаружили под землей гроб. На его крышке лежали шпага и фуражка железнодорожника. Исследователи выяснили: останки принадлежат инженеру и строителю собора Николаю Тихомирову. Он же, к слову, спроектировал железнодорожный мост, связывающий два берега Оби. Храм Александра Невского в византийском стиле стал последним делом его жизни. Однажды Тихомиров сказал жене: «Вот увидишь, на соборе не будет ни одной трещины!» И вскоре умер от неожиданного кровоизлияния в мозг.
«Строителя храма сего» похоронили в ограде церкви. После революции надгробие снесли, могила оказалась под асфальтом, а склеп засыпали. В 1937-м с собора сорвали кресты, сняли колокола и попытались взорвать. Удивительно, но храм не пострадал даже после второго взрыва! Увеличивать мощность саперы побоялись - могли рухнуть все соседние дома.
Но как же проявлялась надпись? Оказалось, что супруга Тихомирова, по имени Мария, каждую весну навещала место захоронения мужа и чистила проступающую сквозь асфальт надгробную табличку. В 1961-м, когда слова проявились в последний раз, она скончалась. Сейчас Николаю Михайловичу установлен памятный камень перед оградой собора.
«Комната ярости «В клочья»
- улица Зыряновская, 57
Сюда приходят разбивать телевизоры, бутылки, мебель и даже машины! Выплеснуть таким образом негатив и снять стресс стоит от 2900 до 50 тыс. рублей.
Источник фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС,Владимир Зинин/Фотохроника ТАСС,Анатолий Жданов/«КП»