До начала учебного года осталось совсем немного. Евгения Зарубина, член международной ассоциации психологов, расскажет о том, как помочь первоклассникам преодолеть трудности.
— Евгения, почему выбрали профессию психолога? Помните ли момент, когда точно решили для себя, что хотите освоить именно эту профессию?
— В психологию я пришла неожиданным образом. В юношестве я хотела стать врачом. Я готовилась к экзаменам в медицинский университет, а Д. И. Менделеев был моим лучшим другом. Все изменилось в тот момент, когда приехала моя крестная из Италии (она иммигрировала много лет назад ) и за чашечкой чая обмолвилась, что психолог это «первый парень на деревне», после семейного врача. Психологическое консультирование не было популярно в России в те годы, ведь большую часть проблем наши люди привыкли решать на кухне с другом. (Слава Богу сейчас все изменилось ) Ее рассказ меня так впечатлил, что я начала подробнее изучать вопрос. Так в один летний день, я пришла домой и заявила: «Мама, папа, я забираю свои документы из меда и поступаю на псих. фак» . Для мамы это был шок. Химия, биология, годы подготовки все в пустую. Но родители приняли мой выбор и поддержали. Я отлично сдала экзамены и поступила на бюджетное отделение. Так в 2007 году, началась моя учеба
— Вам нравилось учиться?
— О да, это было лучшее время. Меня засосало. Было очень интересно. Каждая дисциплина это как открыть новую планету. У нас был потрясающий состав преподавателей. Учиться было супер интересно.
— Как началось ваше профессиональное становление?
— В 2012 году я закончила университет, и начался поиск работы. Я решила попробовать себя в работе с детьми, поскольку это самая благодарная публика. Нашла вакансию в детском саду и меня сразу приняли. Я думала, что поработаю год, оперюсь, и дальше в свободное плавание. Но вот уже 11 лет, как я пришла поработать на годок другой. (Смеюсь) Защитилась на высшую квалификационную категорию, и явлюсь членом международной ассоциации психологов. Постоянное совершенствование в профессии, прохождение обучения, тренингов, конференций. Вот например в данный момент прохожу обучение по работе с MACards.
— А можно сказать, что ваши психологические знания, помогают решить ваши собственные проблемы?
— Безусловно. Знания дают новую систему координат. Изменилась я сама, мое мировоззрение.
— Бывает ли вам сложно работать с детьми?
— Конечно бывает. На базе нашего ДОУ организована «Лекотека» — это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Иногда приходят очень тяжелые детки с тотальным недоразвитием всех нервно-психических функций. И помощь нужна не только ребенку, но и их родителям или законным представителям. После таких занятий, бываю выжита как лимон. Родитель хочет чтобы я совершила чудо, видя во мне волшебника. Смотрит мне в глаза и буквально кричит «Помоги!». Очень тяжело эмоционально. Или когда я например «сливаюсь» с проблемами мамочки особенного ребенка, возникает очень большой риск эмоционального выгорания. И тогда я беру личные супервизии у своих коллег.
— Что любите в своей работе больше всего?
— Видеть положительные плоды своей работы. Видеть как дети развиваются, как их проблемы уходят, видеть их улыбки и улыбки их родителей.
— Евгения, до первого сентября осталось чуть больше месяца. Чтобы вы посоветовали родителям первоклашек?
— Первый раз в первый класс, это очень волнительный момент не только для ребенка, но для их родителей. Единого рецепта нет.
— Дети в этом возрасте, очень зависят от мнения родителей. Хвалите своего ребенка, расспрашивайте о школьных делах, с кем подружился, что узнал нового. Если домашнее задание, вы будете делать вместе с ребенком, умоляю, не надо орать и стоять с ремнем (бывает и такое). Не при каких обстоятельствах его не ругайте «Ты что криворукий, букву написать не можешь!», «Почему ты такой бестолковый» и тд — эти фразы не допустимы. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми в негативном ключе «А вот посмотри какая Маша умница, не то что ты». Следите за режимом дня. Без поздних отходов ко сну. Ложиться спать лучше в одно и тоже время. Не нагружайте ребенка в первый его школьный год. Не стоит его записывать во все возможные секции.
Прислушивайтесь к своему ребенку, пусть он занимается тем, что ему действительно интересно. Следите, чтобы у вашего ребенка оставалось время на игру. Ведь игра была его ведущей деятельностью с 3-7 лет. И помните — ваш ребенок уникален! И пусть 11 лет, предстоящей учебы будут счастливыми.
Анна Попова