«Семнадцать мгновений весны»: интересные факты о сериале
Когда сериал шел по телевизору, в это время было максимальное электропотребление, минимальное потребление воды и снижение уровня преступности
Немецкий журналист писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». И правда, когда сериал шел по телевизору, все люди примыкали к экранам, об этом даже свидетельствуют данные ЖКХ и криминальных сводок! Именно в этот час люди потребляли много электроэнергии и мало воды. А преступники тоже затихали, наблюдая за историей Штирлица.
Режиссер сериала не видела свое творение целиком
Зато Татьяна Лиознова получила орден дружбы народа «за участие в создании фильма»
Жена Штирлица появилась не по сценарию
Изначально наличия жены у Штирлица в сериале не предполагалось. Но друг Тихонова рассказал ему, что иногда родных привозили для свидания со шпионами. Тихонов рассказал это режиссеру, а она решила, что жена — это отличная идея, к тому же придаст фильму драматизм, который так нравится публике.
От взгляда Штирлица советские женщины краснели, а он в это время думал о таблице умножения
Элеонора Шашкова, сыгравшая жену Штирлица, однажды сказала, что никак не могла справиться с ролью, пока на площадке не появился Тихонов. Она только посмотрела ему в глаза и дубль оказался удачным. А Тихонов в свою очередь признавался, что в этот момент вспоминал таблицу умножения.
Ребенок мог бы затмить всех актеров
В эпизоде свидания Штирлица с женой должен был быть еще и ребенок, но ребенка отменили, чтобы он не отвлекал на себя все внимание зрителей от встречи.
В сериале были неточности в музыке
Штирлиц любил слушать композиции Эдит Пиаф, но некоторые из них были выпущены в послевоенное время.
Режиссер сериала почему-то невзлюбила Кобзона
Его песня «Не думай о секундах свысока...» была записана не сразу. Сначала Татьяна Лиознова попросила Кабзона спеть так, чтобы не было понятно, что это он. Певец, естественно, обиделся и отказался. С другими певцами песня не получилась, поэтому для сериала песню исполнил все-таки Кобзон, но на условиях режиссера. Его имя даже не было упомянуто в титрах.
Штирлица никогда не существовало
В реальности. Это вымышленный герой из романа Юлиана Семёнова. Но поговаривают, что его прототипом стал существующий некогда заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман, который работал в Советском Союзе по собственному желанию.
Фильм заказали Комитет государственной безопасности и сам Андропов
Но, разумеется, в титрах об этом нет ни единого словечка.
Немецкая армия в фильме могла бы быть с еврейским лицом
Когда отснятые кадры с немецкой армией просматривало несколько независимых консультантов, все как один удивились тому, что немцев играют еврейские актеры. в срочном порядке из Эстонии привезли 50 курсантов-пограничников, чтобы исправить это недоразумение.
В фильме не показывают руки Штирлица
Когда Штирлиц раскладывал на столе спички, в кадре были руки художника Феликса Ростоцкого. Дело в том, что у Тихонова на тыльной стороне руки была татуировка, спрятать которую было не по силам никому. Поэтому пришлось ставить дублера. Ростовский писал и шифровки, но уже не из-за татуировки, а из-за того, что у Тихонова совершенно непонятный почерк. Хотя, с другой стороны, шифровка на то и шифровка, чтобы ее не поняли лишние люди...
Собака в кадре появилась случайно
Сцена, где Штирлиц разговаривая с собакой произнес фразу «Чей же ты, дурашка?», была чистой импровизацией. Выйдя из машины, Тихонов увидел пса, который убежал от хозяина и прибежал на съемку. Тихонов, не выходя из образа, протянул собаке ладонь и та начала ласкаться. Не вставить эту сцену в фильм режиссер просто не смогла.
Каждая деталь одежды шилась под наблюдением
Некий полковник Браун контролирова ход создания костюмов и следил, чтобы каждая деталь соответствовала действительности. А для Штирлица на всякий случай привезли 100 белых рубашек, чтобы в кадре он всегда выглядел неотразимо.
Тихонова приняли за настоящего фашиста
Однажды актер опаздывал на съемки и решил, чтобы не тратить времени на переодевание, выехать сразу в костюме. А они, как мы помним, были слишком реалистичными, поэтому люди поверили, что это настоящий фашист и слишком разгневались. Никого не смутило, что на дворе был 1970 год и война давно закончилась. Спасло актера то, что за ним отправили ассистентов, которые еле-еле успокоили толпу.
Фильм был снят в черно-белом формате специально
Во-первых, это было больше похоже на документальную ленту, а во-вторых, в фильме использовались архивные записи, которые были черно-белыми. Чтобы они не выбивались, фильм было решено снимать черно-белым.