У школьников и студентов есть масса примет и способов подготовки к экзаменам. Но с ранних лет детям твердят о том, что надо заниматься зубрежкой, уча теоремы и правила наизусть. Но правильно и действенно ли это на самом деле, рассказал специалист по развитию мозга и навыков обучения Николай Ягодкин.
Эффективность зубрежки специалисты сегодня ставят под сомнение. Практика показала, что большинство учащихся сталкиваются с трудностями. По словам Ягодкина, многократным повторением мы натираем мозоль на мозге. Кроме того, школьники и студенты тратят много сил на запоминание, как правило, не вникая в суть вопроса.
Но заучивание наизусть стихов, иностранных слов или математических формул вовсе не бесполезно. Важно найти у изученного практическое применение. Например, считать проценты в магазине.
Дети не любят зубрежку из-за скуки. У ребенка возникает утомляемость, из-за чего формируется отвращение к знаниям. Кроме того, быстрое «стирание из памяти» информации создает ощущение бесполезного труда, когда материал забывается почти сразу же после экзаменов.
Специалист назвал методы, которые лучше всего помогут запомнить новую информацию. Прежде всего, это чтение и пересказ материала в вольной форме. Эффективно и игровое обучение.
Легко запомнить большой объем информации помогают мнемонические техники. В частности, одним из эффективных методов считается «Римская комната Цицерона». Его суть в том, что для запоминания главных моментов их надо расставить в определенном порядке в хорошо знакомом помещении. Потом нужно детально представить эту комнату, чтобы вспомнить то, что зафиксировано в памяти.
Эффективно и написание конспектов. Писать от руки можно также, озвучивая материал вслух. Таким образом, работает и зрительная, и осязательная, и аудиальная память.
Визуализация информации – еще один хороший метод подготовки к экзаменам. Важно не только фиксировать текст, но и дополнять его рисунками или схемами. Можно выделять важные моменты фломастерами, цветными ручками, закладками или наклейками.
Необходимо и морально подготовиться к сдаче экзамена. Лучше просто прочитать материал, а затем пересказать и вернуться к нему, отметив про себя неясные или сложные места. Важно вовремя лечь спать. Наутро можно проснуться пораньше и хорошо позавтракать, а затем пробежать материал глазами. Желательно также снова кому-нибудь пересказать текст.
И, главное: перед любым экзаменом выбросить из головы мысль о неудаче, поскольку кортизол (гормон стресса) тормозит мыслительную активность. Можно сделать аффирмации и улыбнуться перед зеркалом, что вызовет хорошее настроение.
Ранее «ЭГ» писала о том, как подготовиться к экзамену за два дня. Существует десять простых приемов.