Застенчивый гений Виктор Васнецов

Таким увидел мастера в 1891 году художник Николай Кузнецов

Живописец Виктор Васнецов из тех людей, у которых, кажется, все складывалось правильно. Понимающие родители, братья-единомышленники, счастливый брак. Но сам мастер, даже обретя признание, всю жизнь страдал от неуверенности в себе. 15 мая со дня рождения скромного гения исполняется 175 лет.

Виктор Васнецов собирался стать священником, как его отец. Потом решил поступать в Императорскую академию художеств в Петербурге. Экзамен выдержал, но не решился узнать результат. Через год явился поступать снова - оказалось, давно зачислен.

В 19 влюбился в стриженую, дымившую как паровоз 23-летнюю нигилистку Машу Мышкину, резкостью суждений произведшую на смиренного Витю неизгладимое впечатление. Он часто проводил вечера в ее доме. И был обескуражен, узнав: та собралась замуж за банкира.

Воспоминания о Мышкиной стерлись после знакомства с Сашей Рязанцевой - студенткой Высших медицинских курсов, совсем не похожей на оторву Машу. Художник сделал ей предложение, и та потупила очи: «Перед вами бесприданница». Поначалу молодожены экономили на всем, а когда Васнецов выручил от продажи картины приличную сумму, жена удивилась: не извозчика ли он ограбил?

Чтобы обеспечить семью, он брался за любую работу. С одним из заказов, правда, вышел конфуз. На картине для правления Донецкой железной дороги Васнецов изобразил ковер-самолет - дескать, поезда будут летать быстро, не зная преград. Чиновники картину не выкупили.

Расписывая Владимирский собор в Киеве, мастер сорвался с высоты, но чудом зацепился за крюк - был уверен, что уберег Господь. Образы, созданные им, восхитили многих. Но нашлись и критики. Александр Бенуа назвал художника жалким подражателем, а его фрески - поверхностными иллюстрациями. Не вдохновила «мазня» Васнецова и Льва Толстого - поклонника мрачноватой эстетики Николая Ге.

После революции загородный дом живописца был разграблен, многие картины погибли. Семья жила впроголодь. Васнецов не видел своего места в молодом государстве.

- Я только Русью и жил, - говорил он. - Я не вписываюсь в новую жизнь и навсегда останусь русским человеком XIX века.

Выносили, как дрова

Супруги Васнецовы прожили в браке 49 лет. В семье родились дочь Татьяна (она стала художником) и четыре сына - Борис, Алексей, Михаил и Владимир. С живописью связали жизнь внук и правнук мастера - Андрей и Федор Васнецовы.

В 2010-м, через два месяца после смерти Андрея Владимировича, более 300 его полотен исчезли из мастерской на Патриарших прудах. Выносили варварски, как дрова, ломая не проходившие в дверь рамы. Выяснилось, что работы забрали сотрудники Московского отделения Союза художников. Вдове живописца, Ирине Ивановне, заявили: их обезопасят от кражи. В 2013-м Васнецова умерла. Где картины, до сих пор неизвестно.

Кстати

Никто не хотел покупать

Васнецов говорил: из его работ ему милее всех «Аленушка» (1881 г.). Первое название картины - «Аленушка (дурочка)», в смысле сирота, юродивая. Таких детей брали в семью родственники. Если их не было, бедняжки скитались от дома к дому и в каждом кормились до 12 лет, затем нанималась в пастухи или в няньки. Кстати, мальчиков опекали охотнее, так как их нередко отдавали в рекруты вместо других парней, на кого выпадал жребий. В любом случае сиротинке жилось несладко. Такой и запечатлел автор Аленушку. Но на одной из выставок передвижников «дурочка» из названия пропала, и картина приобрела сказочный смысл.

- Если бы затруднение оказалось не в самой картине, а в цене, то я, конечно, сделал бы значительную уступку, - написал художник Павлу Третьякову спустя полтора года после создания «Аленушки». Тот не ответил. Работу купил Савва Мамонтов за 500 руб. - четверть запрашиваемой суммы. Вскоре сбыл другому коллекционеру. «Третьяковка» приобрела ее уже за 8 тыс. руб.

 
  1. Место действия. Уголок природы в подмосковной Ахтырке, где летом 1880-го художник с женой снимал дачу. С XVIII в. здесь находилась усадьба князей Трубецких. По преданию, в 1917-м имение сжег его последний владелец - философ Евгений Трубецкой, когда уезжал из России. До нас дошла только церковь.
  2. Пруд. Водоем в селе сохранился, но историки не уверены, тот ли самый. Теперь он окружен коттеджами и дачами и по берегам нет зарослей.
  3. Девочка. Образ навеяла простоволосая крестьянка, встреченная художником в Ахтырке. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул», - вспоминал Васнецов. В облике Аленушки угадываются и черты «девочки с персиками» - младшей дочери Саввы Мамонтова Веры, в 32 года умершей от пневмонии.
  4. Босые ноги. Огрубевшие ступни - героиня явно ходила не по мягким коврам. Как люди наступали голыми пятками, например, на колючую стерню? А вот так: шагали с носка на пятку, наклоняя острые остатки стеблей вперед. Такая походка выглядит плавной, как у балерины или гимнастки.
  5. Пейзаж. Лес позади девочки словно не дает ей уйти. Стеной стоят ели - деревья смерти. Водоем навевает мысли про «в омут с головой». Листва опадает - ранняя осень. Жизнь, едва начавшись, грозит оборваться.
  6. Яблоки. И все же при взгляде на картину нет ощущения грядущей беды. Мелкие плоды на ветвях говорят о возрождении.
  7. Ласточки. Эти птицы считались вестником надежды. Они устроились на ветке над головой девочки. Автор верит: в жизни его героини наступит светлая полоса.