Сергей Безруков рассказал, как нужно побеждать фашистов

На экраны страны выходит фильм «Матч»

На экраны страны выходит фильм «Матч»

1 мая на экраны страны выходит фильм «Матч» с Сергеем БЕЗРУКОВЫМ и Лизой БОЯРСКОЙ в главных ролях, рассказывающий о подвиге советских футболистов киевского «Динамо» во время войны, отдавших свою жизнь, но не потерявших честь. Накануне премьеры создатели картины встретились с журналистами. К сожалению, Лиза не смогла приехать – она сейчас нянчится со своим малышом в декретном отпуске, поэтому Сергею пришлось отдуваться за двоих.

- Этот фильм был задуман 13 лет назад – взял вступительное слово один из продюсеров картины. - Он создан для всех возрастов и категорий зрителей. Мне бы хотелось, чтобы его увидело как можно большее количество зрителей. Этот фильм о победе. Тем не менее, это не просто картина об историческом событии, а вполне современная лента. Не секрет, что есть такое мнение: «О Победе нужно забыть, её надо стыдиться». Этот фильм говорит о том, что забывать ничего не стоит, всё, что нужно было сделать и заплатить ради победы, сделано не зря.

Сергей БЕЗРУКОВ

«Оставьте людям право быть людьми»

На этом фоне выглядит чудовищным решение украинских властей о запрете показа фильма (подробности здесь). Естественно, мы попросили создателей прокомментировать это событие.

- 20 февраля в Киеве мы  показали экспертам фильм, которые одобрили его, сказали, что у него будет хорошая прокатная судьба, чтобы мы  ни о чем не волновались, - начал рассказывать другой продюсер картины. - 22 марта была даже подготовлена специальная украинская версия, где все украинские актеры говорят на своем языке, и с документами отправлена в «Госкино». По закону, в течение 10 дней, они должны были дать разрешение, присвоив категорию фильму, либо отказать в прокате. Мы до сих пор не получили ответа из «Госкино». Это направленная политика, которая осуществляется под давлением украинских националистов, которые каждый день проводят демонстрации с целью сорвать прокат фильма.  Кинотеатры очень хотят эту картину, и из последних сил держат окно под неё. Но если им не дадут прокатного удостоверения, то они линейку заполнят другими фильмами. И если нам, например, после 9 мая дадут разрешение, то оно будет бессмысленным, так как вставить его в линейку кинотеатров будет невозможно. - Я был просто в шоке, - поддержал коллегу Сергей Безруков. -  Вся Украина ждала этого фильма! Какие запреты? Когда политика вмешивается в нормальное течение жизни, это всегда ужасно. Кто-то где-то начинает химичить. Зачем? Оставьте людям право быть людьми и дружить между собой вне зависимости от национальности. Во время съемок «Матча» украинцы встречали нас как родных. Директор стадиона, где мы снимали, был само радушие: почти каждый день приходил к нам с семьей, мы все вместе фотографировались, передавал нам  домашнюю еду - драники, вареники, сало… И вдруг я узнаю, что после наших съемок директора стадиона уволили. Это нормально вообще?!

Сергей БЕЗРУКОВ

- Буквально вчера мне позвонили из «Госкино», - вмешался третий продюсер картины. -  Велели передать, что прокатное удостоверение всё же получено, правда, показывать разрешили только совершеннолетним и в ночное время.

«В футбол я перестал играть с детства, когда мне сломали палец»

После выяснения нюансов саботажа проката, пришло время вопросов о самом фильме в общем и о роли Безрукова в частности.- Сергей, сразу согласились на роль?- Я прочел сценарий, и сомнений не возникло никаких. Тут же позвонил продюсерам и сказал, что готов.- У вас потрясающий одесский акцент. Как добились этого?- Скажу честно, я не работал с педагогами. Просто у меня много друзей в Одессе,  я там часто бываю. Я никогда не останавливаюсь в гостинице, меня сразу забирают поближе к морю. Я Одессу очень люблю и бываю там с удовольствием. И когда имеешь ухо музыкальное, быстро схватываешь говор. Были ко мне претензии от критиков, что я говорю, не как киевлянин (действие фильма происходит в Киеве), а как одессит. Но они даже не удосужились разобраться, ведь прототип моего героя – Николай Трусевич, родом из Одессы. Причем и мы об этом забыли, а вспомнили, только когда я стоял уже в кадре. Тогда я отдал сценарий актеру и моему другу Сергею Деревянко. Он поправил сценарий с русского на одесский. Поэтому, работать в этом плане было легко.- Где вы научились так играть в футбол?- В футбол я перестал играть с детства, когда мне сломали палец в тот момент, когда принимал мяч, а нападающий ударил по нему. С этого момента в воротах больше не стоял. Я посмотрел много хроники, в том числе и про великого Яшина. Современные матчи смотрел, поскольку техника вратарская не изменилась с 30-х годов. Изменились правила, а вот техника – нет. Кроме того, у меня был отличный тренер Сергей Овчинников (бывший вратарь сборной России – прим. автора). От него я узнал много нового о футболе: например, «понты», которые вратари выделают, чтобы  зал взревел, или то, что мяч, чудом вытащенный из «девятки» - это проигранный мяч, нужно чувствовать, куда он летит с самого начала. Во многом мне помогла моя спортивная подготовка – я занимаюсь боксом.

Екатерина КЛИМОВА

- А расскажите про какой-нибудь «понт».- Например, летит мяч, вратарь снимает кепочку, отбивает головой, и снова одевает её. А во время пенальти снимали кепочку и бросали в ворота, затем ловили мяч и потом возвращались за головным убором.  Был случай, когда кепку бросил вратарь в ворота, принял мяч и пошел за кепочкой с мячом – засчитали гол. Кстати, интересно, из-за чего её отменили:  когда идет подача углового, кто-то из защитников, проходя мимо вратаря, кепку эту на глаза ему надвигал. Одна секунда, потерял контроль - мяч в воротах. - Но вы не слишком высокого роста, а вратари должны быть высокими, чтобы доставать мяч.- Это все стереотипы. Вот и Овчинников даже шутил: «Мне нужно прыгнуть, потом упасть, подняться и снова прыгнуть, а тебе, с твоим ростом только прыгнуть, упасть, прыгнуть, упасть. Всё дело в прыгучести». Ну, а если серьезно, то это великое искусство: вратарем нужно родиться, и рост здесь не главное. Ну, насколько я смог сыграть вратаря – судить зрителям, старался я, как мог.

«Мы играли по-настоящему»

- Многие знатоки футбола называют «Матч» фильмом, где футболисты не танцуют балет, а играют на поле. Как этого добились?- Всё очень просто! Мы играли по-настоящему, весь стадион болел по-настоящему, у нас игра шла нон-стоп, камеры не останавливались. С другой стороны были полупрофессионалы, и не играли в полную силу, но иногда заводились и начинали забивать. Я не знал, куда ударят – мы играли, не договариваясь. Приходилось реально играть в реальный футбол. Я иногда вытаскивал мячи, не понимая сам, как. В одном эпизоде даже есть пенальти моё, как я пробил под верхнюю планку. Это тоже было настоящим. Не знаю, как я это сделал, но, видимо, нога вспомнила, как это делается. Так что я с удовольствием поиграл в футбол, вспомнил детство. И команда была у нас настоящая: ребята тренировались 3 месяца до этого. Они не профессиональные футболисты, они актеры. Причем с украинской стороны в основном. Москалей было чуть-чуть. Мы стали настоящей командой, играли в один футбол. Они задыхались, но продолжали играть. И они стали футболистами: надо было видеть, как они принимали мяч, как обрабатывали, чеканили его, пасовали.

Екатерина КЛИМОВА

- Будете теперь болеть за нашу сборную?- За нашу сборную хочется уже здороветь, а не болеть. Раньше был хороший футбол, а сейчас – настроенческий. Плохое настроение – перестают бегать,  вспомнить хотя бы памятный матч с Испанией, когда наши ходили просто шагом. Поэтому, чтобы у них поднялось настроение, им нужно «Матч» смотреть перед игрой. Ну и конечно, нужно, чтобы у них ответственность перед страной была, и совесть.

- Как вы сами считаете: правильно ли, что динамовцы выиграли матч ценой собственных жизней? - Есть такое понятие, как чувство собственного достоинства, может быть уже давно забытое. Поступить так, как велит тебе совесть твоя человеческая, побороть чувство собственного страха. А страх есть всегда, так мой дед-ветеран рассказывал. Это не правда, что у героев страх отсутствует, но герой тот, кто может этот страх преодолеть и совершить героический поступок, например, на амбразуру лечь. Это самое потрясающее, когда люди могут побороть этот страх и поступить по совести, а не испугаться. И в этой картине такая ситуация наглядно показана. Есть страх, бояться все, потому что это нормально для человека. Мой персонаж как раз говорит: я не хочу быть героем, я не герой:  он не умеет воевать, он умеет только хорошо играть в футбол и умеет любить. Он просто поступает по совести. Ему стало обидно, что на его родном поле люди «высшей расы», претендующие на то, что они главные, считают себя хозяевами. И он решает показать киевлянам, что фашистов можно и нужно побеждать, что мы  их сильнее. Чувство собственного достоинства наиболее важно, особенно в наше время.

Андрей МАЛЮКОВ

«Остроты Гафта – это происки желтой прессы»

Достался один вопрос и актрисе Екатерине Климовой, сыгравшую медсестру, пытавшуюся остановить расстрел своих больных, и в то же время ставшую любовницей немецкого офицера. Сама актриса так оценивает свою героиню:- Роль женщины на войне иная, чем у мужчин. Задача женщины - сохранить себя и свою семью, она несет ответственность за детей. Поэтому неудивительно, что моя героиня всеми силами стремится выжить. Да, она выбирает такой метод борьбы, но мы не вправе ее осуждать. Моя героиня научила и меня кое-чему, а именно мудрости.Уже после окончания пресс-конференции Сергея спросили о том, как он относится к шуткам в свой адрес.- Замечательно отношусь. Люди радуются,  а я люблю, когда кому-то весело. У нас жизнь вообще не так часто дает поводы для веселья. Когда все за упокой, хочется уже какого-то праздника и позитива. А если для кого-то праздник - шутка про Безрукова, то почему я должен быть против? Единственное, что меня немного обижало - это острота, которую приписывают Валентину Гафту…- Вы про эту: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти тебя сыграет Безруков»?- Да, именно она. Но я недавно был в Петербурге, где мне вручали премию. А вручал её Гафт. Первые слова, которые он сказал, когда меня увидел: «Не верь, что про меня говорят, я этого не сочинял! Это неправда!». Так что всё это происки желтой прессы (смеется).

Игорь ПЕТРЕНКО

Съёмочная группа