В 1976 году в прокат вышла кинокартина «Табор уходит в небо», режиссером которой был Эмиль Лотяну. Фильм моментально обрел бешеную популярность — мало того, что 112 стран сразу же закупили себе этот фильм (и этот рекорд не побил ни один советский фильм), так еще и цыгане могли выкупить весь кинотеатр, прийти полным табором и смотреть, танцуя вместе с героями фильма.
Но несмотря на такую популярность и признание среди цыган, на роль Рады не соглашалась ни одна настоящая цыганка. Почему?
Дело в том, что цыгане — народ не просто свободный и гордый, но еще и принципиальный. Для них было важно, чтобы в фильме все было по-настоящему, но многие сцены Эмиль Лотяну выдумывал сам и они шли в разрез с настоящей жизнью цыган.
Например, ни одна незамужняя цыганская женщина не позволила бы себе высмеивать мужчину перед другими цыганами и никогда бы не обнажилась перед мужчиной.
Но справедливости ради стоит отметить, что в самом фильме цыгане все-таки снялись. И не только в массовке, но и в ведущих ролях. Правда, и они тоже боролись за правду в кадре. Например, герой Дмитрия Бузырева (брат Рады) ни в какую не соглашался играть бутафорским ножом в сцене драки на ярмарке. Он посчитал это оскорбительным для потомка сибирских кочевых цыган сниматься с фальшивыми ножами. Пришлось пойти на уступки и снимать эту сцену с настоящими ножами.
А гитарист Белаш (которого сыграл Вишневский), которому необходимо было сыграть в кадре всего один аккорд, каждый раз играл всю партию. На крики Лотяну о том, что он просит сыграть всего один аккорд, Вишневский огрызнулся, что цыганский народ его не поймет и решит, что он разучился играть! Ведь он известный гитарист.
Отчаяние актеров в кадре было настоящим
Эмиль Лотяну славился тем, что не давал актерам расслабиться во время съемок. Так было и здесь. Съемки фильма проходили Закарпатье. Несмотря на то, что начинались съемки в пять утра, заканчивались они в семь вечера, то есть актеры проводили весь день на жаре. Знаменитый танец Зобара и Рады никак не получалось снять, Лотяну все время не хватало плавности движений. Тогда он приказал актерам танцевать на листе металла босиком. Не стоит говорить, что ждало актеров под знойным солнцем на металле. Они пробовали танцевать в носках, но только скользили. Так что пришлось танцевать все-таки босиком и получать ожоги.
А вот эпизод купания Рады и Зобара в реке снимали осенью в горной реке с ледяной водой. Чтобы не простудиться, актеры мазались гусиным жиром, а чтобы не было пара изо рта — держали во рту лед. Когда актеры оказались в воде, Светлану Тому, игравшую Раду, начало сносить течением, множество ее юбок моментально намокли и сделали ее тяжелой, поэтому она начала уходить под воду.
Сцена, в которой Зобар убил Раду, напугала самого актера. Дело в том, что его не предупредили, что под пластиной, в которую он ударил ножом, будет капсула с кровью. Поэтому ужас Зобара в фильме был натуральным.
Источник фото: кадр из фильма