«Да ты прям Макаренко!» - бросаем мы человеку, который похвалился своими педагогическими успехами. Хотя большинство из нас и половины фактов из жизни Антона Семеновича не назовет. Между тем событий в жизни известного педагога, родившегося 135 лет назад, хватило бы на захватывающий сериал.
Антон был самым слабым и болезненным из четырех детей Макаренко. Во дворе - предмет для издевок, дома - угрюмый и неразговорчивый. Он без удержу читал и вообще-то мечтал стать писателем. Однажды решился отправить несколько своих рассказов Горькому.
- Писателя из вас не выйдет никогда, - отрезал тот. Впрочем, позже, когда Максим Горький посетит колонию своего имени, а их общение с Макаренко станет почти дружеским, «буревестник революции» сам посоветует Антону Семеновичу вернуться к литературным опытам.
А пока 17-летний Макаренко преподает в школе и постоянно ругается с родителями. Отец недоволен, что сын отдает матери лишь пятую часть зарплаты, ничего не делает по дому и для семьи.
- Я не просил вас родить меня на свет Божий. Вам необходимо нести некоторую ответственность за ваши поступки, - возражает Антон и продолжает жить, как считает нужным. В конце концов отец выгонит его из дома - за связь с попадьей. 18-летний Макаренко сошелся с Елизаветой Григорович, сбежавшей от мужа-священника (на развод она рассчитывать не могла). На какое-то время Антон поселился у отца возлюбленной, роман с которой длился почти 30 лет. Но они никогда не жили под одной крышей.
Родственник за границей
Первые педагогические опыты Антон ставил вместе с младшим братом Виталием. Тот был офицером царской армии и к 1917 году после четырех ранений остался и без службы, и без работы. Антон пристроил Виталия к себе в училище: преподавать математику, рисование, а заодно физкультурником и «военруком» - тот учил детей маршировать и распевал с ними военные песни. По собственной инициативе Виталий организовал драмкружок.
В 1919-м над младшим Макаренко нависла угроза тюрьмы, и он вступил в Добровольческую армию, с которой через год бежал в Константинополь. Помыкался и осел в Париже, где сначала развлекал игрой на скрипке посетителей ресторанов, а потом открыл фотоателье и неплохо заработал. Доживал свои годы на юге Франции в доме престарелых.
Антон вел с братом оживленную переписку. Тем более что взял под опеку его дочь - Олимпиаду (своих детей у Макаренко так и не случится). Она выйдет замуж за поэта Сергея Васильева, а их дочь Екатерина Васильева станет известной актрисой.
Крупская против
Что делать с миллионами беспризорников, в молодом советском государстве толком не понимали. Распихивали по колониям, наспех созданным в зданиях бывших монастырей или поместий. Назначали туда педагогов, а дальше - крутитесь как хотите.
В таком положении оказался в 1920 году 32-летний Антон Макаренко. Полуразрушенное здание, три учителя (двое из них - женщины), завхоз и револьвер с одним комплектом патронов в кармане. С десяток здоровых лбов, не сбежавших только потому, что тепло и хоть как-то кормят. Работать они не собирались, пока у Макаренко не случился педагогический взрыв: влепил пару затрещин заводиле, потребовал убрать снег и наколоть дров, иначе выгонит. С этого момента дело пошло.
Никакого насилия и муштры, никогда не пенять криминальным прошлым. Макаренко учил воспитанников жить заново, занимая все их время трудом и развивающими занятиями, в которых могла проявиться личность. Плюс самоуправление. Сами выбирали командиров, причем в начальниках успевал побывать каждый. Разбирали нарушения на товарищеских судах. Полностью обеспечивали себя, еще и зарабатывали.
Ни один из подопечных Макаренко не вернулся на скользкую дорожку, все стали уважаемыми людьми. Но стиль его работы в какой-то момент стал вызывать раздражение в верхах. Например, у Надежды Крупской, публично громившей его методы. В конце концов Макаренко сам ушел из этой сферы и занялся литературной деятельностью, о чем всю жизнь мечтал.
Куда делось воспитание?
Созидательный труд и коллективную ответственность считал Макаренко столпами воспитания. Он вообще был уверен: семья детей портит, им лучше в коллективе. Возможно, в те годы это работало лучше, хотя некоторые методы Антона Семеновича вернулись к нам, сделав круг по земному шарику. Думаете, откуда взялись все эти тим-билдинги или традиция выбирать работника месяца? В середине ХХ века труды Макаренко были исключительно популярны в ФРГ, потом и до Америки дошло.
Наши дети нынче не сказать, чтобы сильно хотели работать, не говоря о том, чтобы болеть за коллектив. Им бы гаджет в руки и чтобы не трогали. А чуть что - начинаются манипуляции «Ты меня не любишь, я тебе не нужен!». Как так вышло, что от прекрасных идей Макаренко ничего не осталось?
- Когда борьба за выживание уходит на второй план, у людей появляется больше времени на воспитание детей, - считает Павел Бучко, академический директор онлайн-школы Skysmart. -В семьях детей меньше, зато качество их жизни, взросления, образования - выше. В советское время существовала концепция преодоления и долженствования. Сегодня нам важно нащупать интерес ребенка, выявить его способности, увлечь идеей, проектом, учебой, чтобы помочь ему достичь образовательной цели в школе и глобальных жизненных целей в будущем. Простым «ты должен» современным детям уже ничего не объяснить.
В теории, конечно, красиво. Выявить наклонности, направить в нужное русло. Но к сожалению, многим родителям проще сунуть ребенку планшет, чтобы не ныл. Водить на дополнительные занятия далеко не все могут: ни времени свободного, ни денег (тут не без ностальгии вспоминаются бесплатные советские кружки и секции). И все популярнее концепция не заставлять ребенка. Не хочет убираться в комнате? Его право! Ленится на тренировках? Он свободная личность! Терпеть не может играть гаммы? Пусть самовыражается как умеет.
- В период существования советской школы была программа воспитательной работы, - методолог Диана Гладких 13 лет работала в столичном департаменте образования и знает, о чем говорит. - А основы воспитания формируются в семье. Если старшими не была выстроена система и сформированы ценности, молодежь опирается на внешние ресурсы и мнения, изобилующие в Интернете, где рекомендации дают, например, мамы-блогеры без специального образования (и даже без него вообще). Многие психологи с совершенно разной базой знаний начали транслировать мысль, что дети должны быть свободными, что мы не можем давить на них. Казалось бы, все правильно. Но при этом появилось большое количество псевдоспециалистов, продвигающих ценности, которые удобны именно им.
В 2012 году в «Законе об образовании» слово «воспитание» было исключено. Дети, выученные без воспитательной основы, стали позволять себе выходить за рамки, а родители перестали понимать, как выстраивать отношения с ребенком. И сейчас нужно больше просвещать родителей, давать информацию, которая основана на научных подходах, предлагать курсы дипломированных специалистов. На государственном уровне помогать настоящим психологам, специалистам по детскому развитию.
Линия жизни
- 13.03.1888. Родился в поселке Белополье Харьковской губернии в семье железнодорожного рабочего.
- 1901. Семья переезжает в Крюков - ныне район Кременчуга.
- 1905. После окончания железнодорожного училища и педагогических курсов работает учителем в том же училище.
- 1914 - 1917. Студент Полтавского учительского института.
- 1916. Получает повестку на фронт Первой мировой войны, несмотря на очень слабое зрение. Избежать мобилизации помогает вмешательство брата Виталия.
- 1917 - 1919. Заведующий железнодорожной школой в Крюкове.
- 1919. Переезжает в Полтаву, где вскоре создает трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
- 1926. Колония переведена в Харьковскую область. Там через два года ее посетит Максим Горький (колония носит его имя).
- 1927 - 1935. Руководит Коммуной им. Ф.Э. Дзержинского, на базе которой будет создан рабфак Харьковского машиностроительного института, построен завод электроинструментов, затем завод фотоаппаратов, где будут выпускать знаменитые ФЭДы.
- 1934. Принят в Союз советских писателей.
- 1935 - 1936. Работает в аппарате НКВД УССР в Киеве: помощник начальника отдела трудовых колоний.
- 1937. Увольняется из НКВД, переезжает в Москву, занимается писательством.
- 1939. В январе награжден орденом Трудового Красного Знамени. В апреле скончался в вагоне подмосковной электрички от сердечного приступа.
Имей в виду
В 1988 году ЮНЕСКО признала Антона Макаренко одним из четырех выдающихся педагогов мира наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори.