Штирлица мог сыграть Смоктуновский и даже Соломин: закадровые тайны «17 мгновений весны»
«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», — вспоминал о съемках Юрий Визбор, исполнитель роли Мартина Бормана.
Кто бы мог подумать, что и сегодня многосерийный фильм про Штирлица будет собирать просмотры по всей России. Вряд ли даже создатели ленты верили в такой успех. Ведь к проекту действительно подходили как к рядовой истории. А потому и съемочный процесс проходил нелегко. Некоторые актеры параллельно были задействованы на других площадках – настолько они не придавали значения «Семнадцати мгновениям весны».
Несмотря ни на что, режиссер картины Татьяна Лиознова настаивала на том, что к работе над ее детищем должны быть привлечены исключительно профессиональные артисты. Так что на роль главного героя она рассматривала настоящих корифеев отечественного кинематографа. Это сейчас трудно предположить, что Штирлица мог сыграть кто-то другой, а не Вячеслав Тихонов. Лиознова же видела на месте звезды Иннокентия Смоктуновского или Юрия Соломина. Даже Олег Стриженов казался режиссеру лучшим вариантом, чем Тихонов.
«В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть», — объясняла свою позицию Лиознова.
Главным фаворитом Татьяны Михайловны был грузинский артист Арчил Гомиашвили (Остап Бендер из «12 стульев» — прим. ред.). На тот момент у них с Лиозновой как раз был роман. Однако у Вячеслава Тихонова было неоспоримое преимущество перед всеми кандидатами режиссера — артист был свободен и готов приступить к съемкам. Так что именно Тихонов подарил нам того Штирлица, которого мы знаем и любим до сих пор.
К слову, Лиозновой поначалу пришлось нелегко и с Леонидом Куравлевым. Кому-то будет трудно представить такое, но изначально артисту хотели доверить роль Гитлера. «Я этого Антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против», — признавался как-то Куравлев. И в итоге воплотил в «Семнадцати мгновениях весны» образ Айсмана.