Даже люди, далекие от музыки, слышат мелодии Антонио Вивальди - их часто ставят на рингтоны и звуковой фон в магазинах. Безусловно, звучат они и в профессиональном исполнении, однако такое «хождение в народ» - показатель популярности. Удивительно, но о скрипаче-виртуозе, композиторе, педагоге, импресарио, да и просто гении почти 200 лет не вспоминали. И только XX век возродил интерес к его творчеству. 4 марта исполняется 345 лет со дня рождения мастера.
Цикл «Времена года» из четырех концертов для скрипки с оркестром, написанный в 1725-м, считается одной из вершин европейской культуры. В произведении знатоки творчества Антонио Вивальди видят не только рассказ о явлениях природы, но и символическое описание жизни человека - с рождения до смерти. Биография композитора точно встраивается в эту схему.
Весна: сын цирюльника
Антонио повезло с папой. Джованни Баттиста, известный в Венеции цирюльник, благодаря увлечению стал главным скрипачом в соборе Святого Марка. Сам сочинял композиции и развивал талант первенца. У двоих младших сыновей лучше получалось орудовать ножницами и бритвой, три сестры Вивальди тоже не выказывали рвения к музыке. Антонио же с 13 лет замещал в капелле отца, когда тот отлучался из Венеции.
Мальчик мечтал освоить и духовые инструменты, но помешала астма, которой он страдал с ранних лет. Родился он слабым, поэтому его сразу же и окрестили. Возможно, спешка связана с землетрясением, которое накрыло в тот день город. Мать, Камилла Каликчио, под впечатлением от пережитого заранее определила сына в священники.
Лето: рыжий священник
Подростком Антонио служил привратником в храме, а в 25 лет был посвящен в духовный сан. Святого отца с огненной шевелюрой тут же окрестили «рыжим падре». Занятия музыкой не оставил. Поговаривали: когда ему в голову приходит тема фуги, он посреди мессы удаляется в алтарь, чтобы ее записать. На деле же Вивальди мучили приступы удушья. Он редко покидал дом и передвигался только в карете или гондоле. Через год его освободили от обязанностей священника, хотя до конца дней он не расставался с сутаной и молитвенником.
Осень: главный капельмейстер
Дон Антонио стал наставником в консерватории «Пьета». В XVIII веке это был приют, в котором сирот обучали ремеслам. На его содержание скидывались всем миром, собиратель податей ходил по городу, выкрикивая: «Пьета!» («Сострадание».) Особо одаренных ребят обучали музыке. Из 900 воспитанников отобрали 40 девочек, наставником у которых стал сам Вивальди. Привнеся новшества в музыкальное искусство, он старался писать максимально просто. Забавляясь, делал на нотах пометки: «для дураков». Но в доступности скрывался секрет успеха. При этом у Вивальди были композиции, включающие каприччио - импровизации, подвластные только виртуозам.
В консерватории, где Антонио преподавал 30 лет, он создал все самые значимые сочинения. А потом замахнулся на оперу, и его музыка зазвучала по всей Италии. Писал быстро - за неделю мог сочинить крупное произведение.
По приглашению губернатора города Мантуи Антонио занял место главного капельмейстера. И встретил женщину, которая стала его спутницей. Отец Анны Жиро был парикмахером, сама же она грезила карьерой певицы. Некрасивая, но изящная, с тонкой талией, выразительными глазами, прекрасными волосами и прелестным ротиком - такой описывал ее драматург Карло Гольдони. Антонио давал Жиро уроки вокала. Вскоре они стали жить вместе. К паре присоединилась сестра Анны Паолина - на нее возложили миссию личной медсестры маэстро. Тесное общение мужчины и двух незамужних женщин породило пересуды. Ходили сплетни, что Вивальди был евнухом, поэтому молодо выглядел - для мужчин с такими особенностями это характерно. В любом случае священника связь с дамами компрометировала. Дошло до того, что маэстро не пустили в один из городов, а его произведения запретили к исполнению.
Зима: венский нищий
Мода поменялась, и сочинения Вивальди объявили легковесными, а сама фигура чудаковатого монаха вызывала насмешки. Несколько опер, которые он готовил как импресарио, по ложному навету запретили, и он погряз в долгах. Вивальди отправился в Вену искать покровительства императора Карла VI, - когда-то тот восторгался его творениями. Но король умер, лишив Вивальди надежды на источник дохода.
А 28 июля 1741-го не стало и самого Антонио. Он скончался от «внутреннего воспаления», всеми забытый и нищий. Похоронили маэстро на кладбище для бедняков и казненных преступников. Его имущество, включая часть рукописей с нотами, было продано в счет оплаты долгов. В Вене не сохранились ни место, где он упокоился, ни дом, где снимал угол у вдовы шорника. Только мемориальные таблички напоминают о великом.
Ненаписанное танго
Авторству Антонио Вивальди часто приписывают «Танго смерти» - мелодию, под которую фашисты расправлялись с заключенными в Яновском концлагере во Львове. Удовлетворять свою жуткую прихоть садисты заставляли музыкантов из числа пленных. И те тоже приняли казнь. Выстроив 40 оркестрантов в круг, фрицы расстреливали их, выводя по одному в центр, где заставляли раздеться. Что играли несчастные люди, установить не удалось - в воспоминаниях бывших узников концлагеря сохранились лишь восемь тактов. Но итальянский мастер эпохи барокко не имеет отношения к этому кошмару.
Кстати
- Около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов - наследие Вивальди. В архивах есть и другие сочинения, возможно, написанные им же, но их авторство еще предстоит установить.
Источник фото: Commons.wikimedia.org