Сергей Уточкин — настоящий экстремал времен Российской Империи. Его увлечениям позавидовали бы многие современные сорвиголовы. Перечислять его достижения можно долго, но какую жизнь прожил главный одессит XX века?
Сергею довелось жить на рубеже веков, когда прогресс шагал с невиданной скоростью и каждый день появлялись новые возможности. Уточкин был настоящим романтиком из тех, кто «едет за туманом»: широкоплечий, улыбчивый, поэтичный и очень жизнелюбивый. Он начал профессионально заниматься спортом в 15 лет и за два года достиг небывалых высот. К 17 годам он заслуженно считался одним из лучших велогонщиков мира, и этот статус Сергей сохранял 15 лет. Но на велосипеде таланты одессита не заканчивались. На его счету были победы в соревнованиях совершенно разных видов спорта. Бокс, фехтование, плавание, борьба, футбол, конькобежный спорт. А для участия в парусной регате спортсмен даже самолично построил себе яхту. За свою жизнь он успел позаниматься 15 видами спорта.
Как и многих романтиков, его тянуло к себе небо. В 1907 году он самостоятельно совершил несколько полетов на аэростате над родным городом. А позже на своем воздушном шаре он покорил и небеса Египта. Но, как видно из нашего времени, это были лишь пробные забеги в небо. Ведь когда появилась возможность, Уточкин попробовал подняться в воздух уже на управляемом аэроплане. Однако, дело было непростым и машина в конечном итоге пришла в негодность. Но это не остановило авантюриста, а лишь подтолкнуло его к самосовершенствованию. Чтобы изучить вопрос пилотирования вдоль и поперек Сергей отправился в Париж — столицу авиаторов того времени.
Он нашел, что искал, более того, поработав на фабрике моторов для аэропланов, он смог тщательно изучить их строение. На родину будущий авиатор вернулся с готовыми моторами и набором чертежей. Он собирался собрать свое летательное устройство, однако это было слишком дорого. На выручку пришел банкир Ксидиасу, привезший авантюристу из Парижа совсем недавно созданный самолет Фарман IV. В 1910 году Уточкин в первый раз поднял машину в воздух. Так он стал вторым россиянином, освоившим самолет. Это принесло ему всенародную популярность. Тому, что вытворял в воздухе Сергей, нельзя было не поразиться. Он разрушал все границы возможного не жалея жизни.
За короткое время пилот совершил 150 вылетов по всей России. Его полет был буквально вдохновляющим, толкающим на исследование авиастроительства. Даже легендарный Королев рассказывал, что на покорение неба и космоса его вдохновил бесстрашный пилот Сергей Уточкин. Все изменилось в 1911 году во время первого перелета из Петербурга в Москву. В триумфальном событии участвовало 9 летчиков, до пункта назначения добрался лишь один... Самолет Сергея Уточкина потерпел крушение под Новгородом. Пилоту удалось выпрыгнуть из падающей машины, но он получил переломы ног и рук.
После этого началось трагическое угасание звезды самолетостроения. Пережитые травмы заставили летчика долгое время проходить лечение в больнице, а их последствия не оставляли его до самой смерти. Из-за этого полеты стали для него чрезвычайно тяжелыми. Чтобы облегчить боль Уточкин начал принимать наркотики, что быстро превратилось в ужасающую зависимость.
От Сергея отвернулись почти все. На фоне всех этих трагических событий у некогда великого спортсмена развилось психическое заболевание. Лечение было безуспешным, денег не было, спасали лишь случайные заработки. Сергей Уточкин умер в 1915 году в клинике для душевнобольных. Но история запомнила его как одного из главных российских первооткрывателей самолетостроения.
Источник фото: wikipedia.org,Global Look Press/Maria Vashchuk