Зачем Михалков бьётся за «Оскар»
Стоит ли ссориться из-за американской кинонаграды
На минувшей неделе российский «оскаровский» комитет выдвинул на соискание премии Американской киноакадемии «Утомленные солнцем: Цитадель». Большинство голосующих отметило именно эту картину, однако председатель МЕНЬШОВ выступил против. Дескать, не совсем удачная прокатная история и нелестная критика не позволяет фильму стать представителем России на престижном кинособытии. Разгорелся нешуточный скандал.
Кроме «Цитадели» на соискание претендовали «Елена» Звягинцева и «Фауст» Сокурова. Оба в широкий прокат пока не выходили - это уже нарушение правил Американской киноакадемии. Плюс ко всему, лента Сокурова на немецком, в ней снимались немецкие актеры, основа тоже немецкая, гётевская - а значит нет российского колорита, поэтому странно считать фильм национальным продуктом, верно отражающим суть глубокой русской души. «Елена» (о пожилой супружеской паре) - история попроще, трогательнее, местечковее, но опять же - кто ее видел?! Исходя из этого, есть смысл согласиться с известным кинокритиком Кириллом Разлоговым, сказавшим, что если выбирать самый кассовый, то нужно послать на «Оскар» комедию «Наша Russia: Яйца судьбы».
Супруга Татьяна с Никитой МИХАЛКОВЫМ согласна всегда |
Мелодрама МЕНЬШОВА «Москва слезам не верит» получила премию Американской киноакадемии в 1980 году |
Вопрос в другом: каким должен быть фильм, чтобы получить «Оскар»? В большинстве своем в номинации «лучший иностранный фильм» побеждали продирающие до слез драмы: «Коля», «Все о моей матери», «Расставания», «Жизнь прекрасна» - где есть история конкретного человека в контексте всеобщих проблем. На мой взгляд, несколько десятилетий назад английский «оскароносный» актер Чарльз Лоутон верно подметил:
- Дайте мне роль слепого. Нужно только закрыть глаза, осторожно передвигаться по лестнице и ощупывать ступеньки. И наградам не будет конца!
Года три назад почти эту же формулу, но более общими словами, выразили исследователи из Калифорнийского и Гарвардского университетов, дотошно изучив более 170 тысяч кинолент, снятых с 1927 по 2005 гг. Кроме жанровых особенностей, они отметили, что получить «Оскар» проще если актеры известные и уже ранее номинированные, а режиссер - философ с оригинальной, не всем понятной, точкой зрения. То есть все можно просчитать. Тогда становится понятна фраза Марлен Дитрих, брошенная в ее книге «Азбука моей жизни»:
- «Оскар» - это самое большое надувательство, которое только можно выдумать.
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ международными наградами не обделён (на фото: на красной дорожке во время очередного Каннского кинофестиваля) |
- Оскар - это просто национальная премия Американской академии. Если мы будем считать ее главной нашей премией, то это национальное унижение!
А отсюда вывод: а стоит ли этот «Оскар» того, чтобы за него драться, кричать, стучать кулаками и оскорблять друг друга лишь за то, что кто-то там что-то выбрал или не выбрал?! Нет! А если возвращаться к нашей «цитадели», то, на мой взгляд, надо было Никите Сергеевичу еще 17 лет поставить жирную точку на том зареве, в финале «Утомленных», на том бескрайней поле, в которое уходил комдив Котов. Равно как господину Меньшову стоило, наверное, остановиться на «Москва слезам не верит». Гениальность мастера ведь состоит в том, чтобы вовремя суметь сказать СЕБЕ: «Стоп!».
Из-за неоднозначной критики фильма «Утомлённые солнцем: Цитадель» МЕНЬШОВ отказался выдвигать его на «Оскар» |