Принято считать, что последнего Царя и первого Императора России, Петра Первого, похоронили сразу после его смерти в Петропавловском соборе. На самом деле все более загадочно. Тело Петра было предано земле лишь спустя много лет после его смерти. Более того, не последние роли в этом процессе сыграли его супруга и главный соратник.
В 1724 году Петр, уже страдавший от болезни, поехал на строящийся Ладожский канал. Это был один из масштабных проектов самодержца, целью которого было увеличение количества импортных товаров в Петербурге. Лаврентий Блюментрост, бывший лейб-медиком при Петре, настаивал на том, чтоб правитель отменил поездку из-за проблем со здоровьем, но его просьбы были проигнорированы. Царь надеялся на мнимое улучшение своего состояния и не жалел себя. Когда путешествие подходило к концу, Царь даже поучаствовал в спасении корабля, который сел на мель. Для этого ему пришлось стоять по пояс в ледяной воде, чтобы сдвинуть корабль с отмели. Такая авантюра, очевидно, обострила болезнь. Правитель провел последние дни в муках. И утром 28 января 1725 года Император Петр Первый скончался. Уже во времена Советского Союза медики анализировали его историю болезни и пришли к выводу, что причиной для трагичной смерти стала язва в половых путях.
Во время своей кончины Петр находился в Зимнем дворце. Позже вносившие гроб люди рассказывали, как трудно было протиснуть огромную конструкцию и уложить в нее могучее тело Императора в маленькой комнате. Прощание, по завещанию Петра, должно было длиться 42 дня. Естественно, что для такой долгой церемонии тело требовалось забальзамировать. Петр стал первым из рода Романовых, кто ввел этот метод. В первый раз к бальзамированию по его приказу прибегли еще в 1716 году, когда скончалась его сестра - Наталья Алексеевна. В это время Петр находился за границей и отдал такое поручение, чтобы успеть с ней попрощаться. Теперь же подобную операцию предстояло провести с телом самого Царя. Руководил процессом ближайший единомышленник Петра - Яков Брюс, прозванный в народе “царским колдуном”. Само бальзамирование прошло удачно, но позже начались проблемы.
Все дело в том, что бальзамировщикам запрещалось проводить вскрытие царских тел. Но поскольку Петр скончался от гнойного воспаления, его тело разлагалось изнутри, на что бальзамирование не могло повлиять. В итоге спустя всего 10 дней после начала прощания труп Петра почернел. Однако супруга Царя Екатерина не стала противиться посмертной воле мужа, и лишь 8 марта тело перенесли в Петропавловский собор. Там его захоронением руководил Яков Брюс.
Стоит заметить, что хоть Брюс и не имел официального образования, его умениям можно позавидовать и в наше время. Его библиотека, связанная с естествознанием, насчитывала порядка 1500 томов, он свободно владел шестью языками. Помимо этого, он разбирался в географии, астрономии, механике и многом другом. При Петре он отвечал за книгопечатание, и именно благодаря ему открылась первая российская обсерватория. Но самыми важными в этой истории являются его навыки в анатомии и медицине.
Тут мы и подходим к самому странному событию. Дело в том, что, как пишет историк Вольдемар Балязин в своем издании “Тайны дома Романовых”, именно Брюс не стал хоронить Петра по православным обрядам. Он принял решение забальзамировать тело Царя, чтобы придать ему нетленность. Более того, как пишет Александра Смирнова в книге “Неизвестный Петр I”, в 1725 году в Петропавловской крепости строилось сооружение, сложенное дорогим мрамором и гранитом. Версия гласит, что это было не что иное как мавзолей для Царя. Упоминания об этом имеются и в задокументированных воспоминаниях иностранцев, приезжавших в столицу с 1725 по 1731 годы.
Екатерина Первая, правившая после мужа, умерла в 1727 году. Ее тело также было забальзамировано, а гроб помещен рядом с гробом мужа. И только в 1731 году, после прихода к власти Анны Иоанновны, которая приходилась Петру племянницей, было принято решение предать их земле согласно христианским традициям. Петр Первый и его супруга Екатерина Первая были захоронены в Петропавловском соборе, у самого алтаря.