Цветы Валерию Приемыхову, борщ на кухне у Валентины Талызиной и презентация фильма «Меч Тосидзо»: как прошел фестиваль «Амурская осень-2022»
Конкурсы, спектакли, концерты, гастроли театра имени Вахтангова, круглый стол по развитию фестивального движения, конкурс незавершенных проектов...
На фестивале уже сложились традиции, которым его участники свято и неизменно следуют. Так, среди них — обязательное возложение цветов к памятнику режиссера, актера и сценариста Валерия Приемыхова. Вот и в этот раз внушительная делегация собралась в центре Благовещенска:
— Меняются делегации, фестиваль уже имеет свой совершеннолетний возраст, даже перешагнул свое 20-летие, но, к счастью, эта традиция у нас не меняется, — начал церемонию президент «Амурской осени» Сергей Новожилов, — Я был с Валерой лично знаком. Помню, это был 1986-й год, когда мы познакомились. Да, мы не так часто встречались, но хочу сказать только одно — он был бесконечно совестливый человек! Наверное, поэтому и те картины, которые были в его биографии, и как артиста, а потом и как режиссера, как сценариста, они его характеризуют.
И прекрасно, что памятник стоит в Благовещенске, хотя он сам родом из Белогорска, кстати, часть нашей делегации завтра туда отправится на концерт для встречи со зрителями. Памятник у скульптора Афанасьева, мне кажется, удивительно получился похож на Валерия Михайловича — не всегда так бывает, а здесь практически один в один. Я очень рад, что за эти годы побывали и все его близкие тут, и его супруга, и дочь. И актеры, кто снимался в фильмах Приемыхова — Катя Васильева, Оля Машная, Лена Цыплакова. Поэтому традиция эта для нас не просто какая-то дань моде, а уважение, с одной стороны, и воспоминания.
Наверное, воспоминания не только о Валерии Михайловиче, но и о золотом каком-то периоде нашего кино, который позволяет нам, может, даже что-то взять из того прошлого в сегодняшнюю жизнь. Я уверен, что не буквально, не впрямую, но есть поколение кинематографистов, которые следуют той традиции, заложенной Динарой Асановой и Валерием Приемыховым, и в своих фильмах они продолжают исповедовать это в кино, — подытожил Сергей Владимирович Новожилов.
Эмоциональным было и выступление Генерального директора гильдии актеров кино России Валерии Александровны Гущиной:
— В первую очередь хочу поздороваться с вами как дальневосточница, я очень много лет прожила в Южно-Сахалинске, много раз была на экзаменах в Благовещенске. Валерий мне часто говорил: ну что, тезка, когда решится мой вопрос? Вам, наверное, интересно, о каком вопросе идет речь. Валерий Михайлович мечтал, говорил и надеялся на сценарии, которые воспримут все. Потому что он писал разорванным сердцем. Он писал так, как может писать человек, который понимал всю глубину жизни. А самое главное, он мечтал стать народным артистом. И если бы он сегодня увидел, сколько людей здесь собирается ежегодно благодаря «Амурской осени», благодаря своей личной потребности встретиться с ним, он бы понял, что стал без всяких документов, без всяких приказов истинно народным артистом.
Отметили 20-летие и презентовали новый фильм
Еще одним из центральных событий нынешней «Амурской осени» стал, несомненно, юбилейный трехчасовой концерт, который прошел в местном торговом центре «Острова». Ему предшествовала красная дорожка, по которой прошли звезды отечественного кино, вел ее сам Сергей Новожилов. А в самом зале вспоминали о том, как все начиналось. Известный амурский журналист Александр Ярошенко признался, что «Амурская осень» по сути родилась на московской кухне у звезды отечественного кино Валентины Талызиной, когда к ней пришли в гости сам Александр и будущий президент фестиваля Сергей Новожилов:
— Помню, Ларионовна сварила вкусный борщ, и на ее кухне мы встретились. Вот на кухне у народной любимицы и зажглась искра будущего фестиваля. Так в жизни бывает. Иногда, — вспоминал Ярошенко, — Сергей Новожилов — сердце и душа фестиваля. К нему летят и едут артисты со всех окраин. Через санкции, часовые пояса, ковидные ограничения, преодолевая нездоровье, меняя графики. Садятся в самолет и летят. Нет в Приамурье ни одного района, где бы не побывали гости нашего фестиваля. В родной глубинке их ждут по-особому, встречают трепетно и наотмашь. Заваливают букетами осенних цветов, — продолжает он.
Еще одно знаковое событие нынешней «Амурской осени» — презентация полнометражной российско-японской картины «Меч Тосидзо», продюсером с российской стороны которой выступил Сергей Новожилов. Любопытно, что картина снималась частично здесь, в Благовещенске, во время прошлой «Амурской осени».
— В нынешнем мае мы ее практически досняли в Японии, и потом один кусочек доснимали уже в Москве, — рассказал Сергей Новожилов, — Эта картина — наш первый опыт совместной работы с японскими кинематографистами. До этого мы работали с китайскими, — Режиссером выступил Андрей Мышкин, Влад Канопка сыграл российского императора. Максим Колосов — главную роль с российской стороны. Я даже и сам снялся в эпизоде, хотя и не планировал, ну что делать? Так сказать, пошел по стопам Эльдара Александровича Рязанова, который тоже появлялся в своих фильмах.
— Да, мы получили бесценный опыт, — продолжает Максим Колосов, — Во время японской экспедиции жили в горах небольшой группой, снимали круглые сутки на большом энтузиазме, но в сроки уложились. Для меня всегда важна зрительская история. Думаю, она получилась. О чем фильм? Все крутится вокруг меча Тосидзо, который каким-то таинственным образом оказывается во Владивостоке. Я играю современного героя, который является пра-пра-правнуком женщины, которую любил Тосидзо. А это, к слову, реальный японский герой, известный воин 19-го века. И так получилось, что я случайно обнаруживаю этот самый меч и записку своей пра-пра-прабабушки, где она слезно просит, чтобы этот меч вернулся в Японию. И когда я туда лечу, встречаю в самолете девушку-японку, в которую влюбляюсь... В общем, пока я этот меч возвращаю, и происходят разные-разные события... В общем, думаю, будет захватывающе и интересно. Сейчас предстоит монтаж и озвучивание. Ну а премьера, как мы все надеемся, состоится ровно через год — здесь же, в Благовещенске, во время следующей «Амурской осени».