Легендарная студия «Союзмультфильм» отмечает 75-летний юбилей
Легендарная студия «Союзмультфильм» отмечает 75-летний юбилей
Мы с детства любим и помним советские мультфильмы: Чебурашка, кот Матроскин, Заяц и Волк из «Ну, погоди!», попугай Кеша – все они навечно остались в сердце каждого ребенка. А началось всё ровно 75 лет назад, когда 10 июня 1935 года по личному приказу товарища Сталина была организована студия «Союздетмультфильм» и выпущен первый анимационный фильм «В Африке жарко». Всего же за время работы студии было создано более 1500 фильмов. 11 фильмов киностудии вошли в сокровищницу мировой анимационной культуры как лучшие фильмы всех времен и народов, где на первой строчке стоит «Ежик в тумане».
Сегодня технологии, когда для создания десятиминутного фильма необходимо было нарисовать порядка 10 000 картинок, устарели. Анимационные сказки делаются на компьютере. Однако, по мнению ветеранов «Союзмультфильма», мультики «докомпьютерной» эпохи хранили в себе тепло человеческих рук, сердца, и именно поэтому они до сих пор любимы. Мы решили посетить кузницу мультипликации и отправились на улицу Долгоруковскую, где в здании храма Николая Чудотворца располагается легендарная мультипликационная студия. По словам хранителя музея Вячеслава Шилобреева, в лучшие годы здесь работало до 600 художников, режиссёров, мультипликаторов. Сегодня – всего пять человек:- Художников, режиссеров нет ни одного. Сейчас весь коллектив состоит из нескольких административных работников. На киностудии работают директор, замдиректора, два бухгалтера и я. С 2009 годы мы не производим самостоятельно ничего. В лучшие времена мы производили по 40 анимационных фильмов в год, разных по направлению, жанру и стилю. Сейчас единственный действующий проект – полнометражный фильм «Гофманиада».
- Ну а как же «Простоквашино» и «Попугай Кеша»? Ведь начали снимать их продолжения? - Эти два крупных проекта заморожены с 2009 года из-за недостатка средств. Мы получаем деньги только благодаря экскурсиям. Для того, чтобы найти финансы, нужен продюсер от Бога, человек, который будет заинтересован в развитии студии. Министерство культуры не было обеспокоено судьбой «Союзмультфильма», чтобы поставить во главе производства такого человека: сейчас у нас третий человек временно исполняет обязанности директора, а оставшихся сотрудников скоро могут выгнать из здания - нечем платить за аренду…
Мультфильм
«Простоквашино», который уже, кстати, озвучил
Олег Павлович Табаков, завершён на 80%. С этим мультфильмом есть ещё и другая проблема –
Эдуард Успенский не дает выпустить фильм, заявляя о нарушении авторских прав.
|
Вход в кузницу мультипликации |
Борис Заходер: «Это не Вини-Пух, а Вини-Прах!»
С работой над всенародно любимыми мультипликационными персонажами связано немало забавных историй. Например, когда создавался Винни Пух, и автор сценария Борис Владимирович Заходер посмотрел первоначальный эскиз, то мишка ему страшно не понравился.- Не понравилось буквально всё: то, что он был необычен, слишком толстый, примятое ухо, хотя ему объясняли, что Винни любит поспать, поэтому и ушко примято, - вспоминает Вячеслав Шилобреев, - Уходя он сказал: «Это не Винни-Пух, а Винни-Прах». Походка медвежонка, когда руки не соответствуют движению ног, появилась случайно из-за ошибки аниматоров. Это решили взять на вооружение и сделать частью характера. Окончательно же образ сложился, когда на озвучание был приглашен Леонов. Характер и поведение, которые показал актёр, приблизило авторов к графическому изображению медвежонка. Голос Леонова был немного трансформирован и ускорен.А вот для «Бременских музыкантов» были предложены вначале почти диснеевские персонажи. Принцесса была румяна, с большой головой, в кринолине, но персонажи не понравились режиссеру Инессе Ковалевской. Тогда она взяла модные журналы и одела своих персонажей по последнему писку моды: мини-платье, яркие джинсы и рубашку с расстегнутым верхом. Ковалевская до сих пор удивляется, как пропустили на худсовете таких персонажей.
|
Единственное население студии |
- Случалось, что персонажи оказывались на кого-то похожими, и их не пропускала цензура?- Старались, конечно, не делать их похожими на вождей. Правда, бульдог из фильма «Варежка» получился очень похожим на Брежнева. К счастью, на худсовете этого не заметили. Часто прообразами служили известные актеры. Вспомнить хотя бы троицу Вицин, Никулин, Моргунов из «Бременских музыкантов». Почтальон Печкин из «Простоквашино» - это актер
Борис Новиков, а Фрекен Бок из «Карлсона» рисовалась с
Фаины Раневской.
Крокодил Гена – джентльмен в шляпе, а удав из «38 попугаев» - философ
Многим персонажам художники придавали черты своих друзей, знакомых и даже родственников. Например, Леонид Шварцман, автор всенародно любимых мультфильмов «Чебурашка», «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Осторожно, обезьянки!», «Золотая антилопа», «Варежка» и многих других, признаётся, что Шапокляк он срисовал… со своей тёщи!- Когда я придумывал образ Шапокляк, на ум пришел целый ряд ассоциаций, - рассказывает Леонид Аронович, - Дело в том, что слово «шапокляк» обозначает складной цилиндр, популярный в 19 веке. Поэтому и её я увидел такой: одета как дама прошлого века, а на голове у неё что-то вроде полупришлепнутого цилиндра имеется. Большая булавка держит волосы. И поскольку характер у неё пролазы, проныры, хулиганки, я её такой и нарисовал. А прообразом служила не кто-нибудь, а моя собственная теща. Причем не только внешне, но и своим характером.
- С кого же вы рисовали Крокодила Гену?- Образ Гены родился довольно просто. Я представил себе такого типичного джентльмена, который носит шляпу. О нем в сценарии было сказано, что работал он в зоопарке… крокодилом. Когда заканчивался рабочий день, надевал пиджак, шляпу и уходил домой. Мы даже сочинили ему табельную доску. И Гена обзавелся респектабельностью. А вот то, что он курит трубку, мне подсказал на озвучении
Василий Ливанов.- А образ всеми любимого Чебурашки?- Вот Чебурашка появлялся очень долго и сложно. Его описание у Эдуарда Успенского было скупым и схематичным. Подсмотреть-то нам этого персонажа было негде, придумывали сами, поскольку никаких ведь чебурашек в природе не бывает. Подготовительный период занял примерно три-четыре месяца. В тексте не было сказано, что у Чебурашки большие уши. Они появились в наших фантазиях, уши росли от эскиза к эскизу, как-то захотелось их сделать большими. Вначале Чебурашка был у нас и с ножками, и с хвостиком, но мы потом отказались от них, оставили одни ступни, да и хвостик тоже убрали. Таким образом, наш мохнатенький Чебурашка стал похож на трогательного человеческого ребенка.
|
Многочисленные награды студии |
Я, конечно, сразу полюбил его. Но его образ не стоит на месте, а постоянно эволюционирует. Вот недавно, например, у него щечки появились розовые. Некоторые считают, что он получился внутри копией меня самого. Не буду этого отрицать, ведь любой художник вкладывает в него свою душу.-
А когда не было прототипов?- Так было со Снежной Королевой. Я представил себе величественную, холодную красавицу. Идеальную женщину. В какой-то степени получилось благодаря волшебному, как звон колокольчика, голосу
Марии Бабановой. Часто актеры, их голоса, мимика влияют на портрет персонажа. «Золотую антилопу» мы снимали тогда в технике «эклер»: сначала на пленку, потом кадр за кадром переводили в рисованное изображение. Рубена Симонова, одели в костюм Раджи с тюрбаном и поясом, зазвучал его голос – сладкий, с хрипотцой. И тогда мы поняли: вот таким и должен быть наш Раджа. Поэтому таким многокрасочным он и вышел, поэтому так убедительно двигаются герои. Вот антилопа – чистая игра воображения. Материал для этого фильма мы собирали, посещая Пушкинский музей и Эрмитаж, спускались в эрмитажные запасники смотреть экзотическое индийское оружие.
- Расскажите про серию мультфильмов «38 попугаев»…- Удав – это философ, образ очень не простой. С ним я возился очень долго: ходил в зоопарк, рисовал, но всё не получалось. Ведь змея – не очень приятный зверь, я долго думал, как же его очеловечить. И вот лишь когда мне в голову пришла идея вытянуть ему морду, сделать ему нос, веснушки, бровки, вот тогда удав стал не таким противным, у него появился человеческий характер. Особенно удачливым приемом стал жест, когда удав подпирает голову кончиком своего хвоста.
|
Плакат к японскому Чебурашке |
Слоненок же – это самый настоящий лирик, «первый ученик» в классе, очкарик, «ботаник», который старательно выполняет все задания. Интеллигентный, умный, положительный, с немного гнусавым голосом, с маленьким аккуратным хоботом - он же ещё маленький слоненок. Попугая я сначала сделал хвостатым. И тогда режиссер
Норштейн сказал: «Нет, ну хвост тут никуда не годится. Он и ему, и нам мешает. Надо отрубить хвост!». Я помню, какая истерика была у нашего руководителя студии. Ведь это небывалый случай в мультипликации: все куклы уже готовы, начались съемки, и вдруг что-то приходится переделывать. Он даже грозился, что вычтет затраты на переделку из наших зарплат. Но всё же мы настояли, и получился очень необычный персонаж на двух ножках, мало похожий на птицу, зато он был похож на самого вождя революции Владимира Ильича Ленина. Цензура этого не заметила. Но мультипликаторы так и играли: «подтягивали» Попугая под Владимира Ильича. Резкая жестикуляция, избыточная демагогия. В общем, вождь мультипликационного пролетариата. Ещё одним вождем стал Бульдог из «Варежки». Он у нас получился похожим на Брежнева.
|
Почтальон Печкин - Борис Новиков |
КстатиВ честь юбилея «Союзмультфильма» и 90-летия Леонида Шварцмана в «Галерее на Солянке» открылась персональная выставка художника. Здесь увидеть первые эскизы героев, рассмотреть куклы, выполненные по наброскам и сыгравших в мультиках, полистать раскадровки к популярным фильмам, иллюстрации художника к знаменитым произведениям классики, а так же узнать о том, как создавались герои, так любимые всеми.
Посмотреть экспонаты можно будет до 16 июня.
|
Самый первый эскиз Чебурашки |
|
Фрекен Бок - Фаина Раневская |
|
Шапокляк Шварцман срисовал со своей тещи |
|
Шилобреев Вячеслав Михайлович - хранитель музея |