Закадровые тайны съемок «Собаки Баскервилей»: почему режиссер жалел об участии Михалкова в советском «Шерлоке Холмсе»

Никита Михалков и Василий Ливанов

С момента выхода первых романов о самом известном сыщике на свете было снято множества экранизаций. Режиссеры со всего мира пытались снять своего «Шерлока Холмса». Одним из тех, кто преуспел в этом стремлении, стал советский постановщик Игорь Масленников.

Наша экранизация детективных романов Артура Конана Дойля считаются одними из лучшим. Даже королева Великобритании Елизавета II признала, что нашему Василию Ливанову удалось воплотить образ лучшего мистера Холмса. Всего Игорь Масленников экранизировал 13 произведений Конан Дойля, но наиболее популярной и по сей день остается серия «Собака Баскервилей». Примечательно, что это зрители настаивали на том, чтобы режиссер не обошел стороной эту часть. Настолько ее любили поклонники приключений английского сыщика.

В той ленте к постоянным актерам Василию Ливанову, Виталию Соломину (доктор Ватсон), Бориславу Брондукову (инспектор Лестрейд) присоединились такие звезды, как Олег Янковский, Светлана Крючкова, Александр Адабашьян и Никита Михалков. Последний исполнил роль сэра Генри Баскервиля.

Этот эксцентричный образ Масленников поначалу хотел отдать Николаю Губенко, однако тот отказался. Тогда-то Крючкова и предложила режиссеру пригласить Михалкова, который уже состоялся не только как актер, но и постановщик. Игорю Федоровичу было невдомек, на что он себя обрекает, когда действительно позвал Никиту Сергеевича сниматься в «Собаке».

Начать с того, что Михалков прибыл на «Ленфильм» не один, взяв с собой зачем-то своего друга Александра Адабашьяна, личность тоже разностороннюю: сценарист, актер и режиссер. Неудивительно, что два таких неординарных человека сразу же поставили себя чуть ли не выше самого Масленникова. Приятели постоянно лезли в творческий процесс с ценными советами, пытались руководить и вели себя крайне некрасиво. Причем Ливанов, состоящий с режиссером экранизаций «Шерлока Холмса» в непростых отношениях, поддерживал некоторые выходки новоприбывших артистов.

«Поначалу я не мог понять, зачем Михалков привез Адабашьяна. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру! Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию – режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты – туда!..» Что же мне было делать?» — вспоминал годы спустя Игорь Федорович.

Никита Михалков и Александр Адабашьян поначалу выступали против режиссера Игоря Масленникова  

Надо отдать Масленникову должное, он сумел в итоге приструнить Михалкова, достаточно было всего раз повысить голос. Никита Сергеевич тут же стал как шелковый и признал главенство Игоря Федоровича. Нашлось применение и Адабашьяну, раз уж все равно приехал вместе с товарищем на площадку. Так Александр Артемович и получил свою роль дворецкого Бэрримора.

«Овсянка, сэр», — фраза эта в исполнении Адабашьяна в итоге стала крылатой.

Собаку Баскервилей мог сыграть…пекинес

Разумеется, в эпоху, когда еще не было современной компьютерной графики, у команды Масленникова возникли проблемы с созданием главного образа в «Собаке Баскервилей». Собственное, долго никто не мог определиться, как воплотить на экранах терроризирующие семью сэра Генри чудовище. Ведь собака должна была выглядеть как настоящий монстр. Смешно, что при такой установке съемочная команда рассматривала кроху пекинеса. В результате, как всем известно, выбор пал на дога. Чтобы он издавал нужное свечение, животное облепили светоотражающей лентой, а поверх туловища наклеили скелет. Была идея на самом деле обмазать дога фосфором, но тут уже воспротивились кинологи — это нанесло бы вред здоровью собаке. Пес, к слову, стал любимцем всей группы и стойко переносил все дубли.

Беременную Крючкову особо берегли на съемках ленты

Все боялись за состояние беременной Крючковой  

Светлана Крючкова, исполнившая роль жены дворецкого Бэрримора, во время съемок носила ребенка под сердцем. Тогда же супруг артистки Юрий Векслер попал в реанимацию с инфарктом. Можно представить, в каком состоянии на тот момент пребывала Светлана Николаевна. Режиссер и остальные участники съемок всерьез беспокоились о звезде и ее ребенке. Ведь по сюжету героине Крючковой постоянно надо было рыдать. Чтобы хоть как-то облегчить задачу артистке, ей предложили в некоторых сценах, наоборот, смеяться и улыбаться — то есть показать обратную сторону истерики.