Вася Ложкин: «Я - патриот. Крещеный. Русский. Православный»
- Я - человек, рисующий веселых человечков. И животных, - начал рассказ Алексей. - Нигде живописи не учился. Поэтому и художником себя не называю. Но кисточкой по холсту возить умею. Именно этим и зарабатываю. Вот уже лет пятнадцать.
- Сам свой жанр как определяешь?
- Если по-умному, можно назвать это русским лубком. Но не в классической форме. Мои картинки будто с ярмарки. Живопись для простого народа. А cюжеты можно и с комиксами ассоциировать. Видишь, персонажи повторяются, из картины в картину переплывают? Рисую просто, даже примитивно. А продаюсь хорошо.
- С чего все началось?
- В 90-х работал я на огромной подмосковной свалке - Хметьевском полигоне. Однажды приволок оттуда домой огромный рулон желтоватой бумаги. И на ее кусках рисовал гуашью что-то яркое и кровавое. Показывал друзьям. Мы сильно веселились. А когда появился Интернет, завел «Живой Журнал». И пошло-поехало. Сейчас я индивидуальный предприниматель. Много пишу на заказ. Так сложилось, что мои работы ценятся чиновниками и политическими персонами. У меня очень креактивный ум, который постоянно борется с гордыней. В силу своего характера, запрещаю Ложкину ставить себя выше зрителя. Если, допустим, рисую алкоголика, то не в осуждающем тоне, а с равных позиций - и я могу быть таким же. Потому что я - плоть от плоти родной земли. Человек из народа. Патриот. Крещеный, русский, православный.
- Не слышал, чтобы кто-то обиделся на твое творчество.
- А потому что избегаю событийности, информационности и карикатурности. Живу с открытыми глазами, но в своем мире, мультяшном. В котором главные ценности - любовь, счастье, смерть, семья, алкоголизм. Есть у меня, например, картина под названием «Родина слышит». Два мужика слушают магнитофонную запись. Прослушку. Иногда думаю: господи, ну вот из чего она родилась? А потом понял. В 1950 году Шостаковичем на слова Долматовского была написана песня. Ее фрагмент стал позывными на радио. Потом ее спел в космосе Юрий Гагарин: «Родина слышит, // Родина знает, // Где в облаках ее сын пролетает…» Картинка мгновенно превратилась в мем. Чего я никак не ожидал. И ретропесня приобрела новый смысл. Пообщайся на эту тему с фээсбэшниками. Что за картинки у них на телефонах? Догадываешься?
- Как рождаются надписи на твоих картинах?
- Очень люблю читать. В книгах и нахожу темы. Цепляюсь за мысли, фразы. Подчеркиваю. Запоминаю. Анекдоты, прибаутки, пословицы, поговорки - тоже идут в дело. Иногда они и заставляют писать какой-то сюжет. Часто слоганы появляются в результате моих переживаний в процессе чтения. Могут быть и сленговые фразы: «Сегодня ты играешь трэш, а завтра бабу свою съешь!» Помнишь советское: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь»? Перефраз-переклик поколений получился. Но надписи есть далеко не на всех картинах.
«Пьянствовать хорошо до тридцати»
- Читал, что ты основатель музыкального коллектива «Эбонитовый колотун».
- Много лет, еще с самой школы занимаюсь музыкой. Своей. Но музыкантом себя тоже назвать не могу. Музыка для меня не хобби, а некая психологическая зависимость. И появилась она гораздо раньше рисования. Очень люблю Гарика Сукачева. На концертах его бывал часто. Там просто огонь, взрыв энергии. Очень нравится французский альбом Высоцкого. Но хрипатый голос - на вкус и, кажется, иногда портит всю картину. Слишком уж серьезно и трагично получается. Но духовно близким мне человеком остается Егор Летов. Он был очень свободным.
- Чувствуется, у тебя была бурная молодость.
- Принимал активное участие в возлияниях. Насмотрелся на себя всякого. Но пьянствовать все же хорошо до тридцати лет. Я пить окончательно и бесповоротно бросил давно. Организм все же не железный. А еще в молодости я был анархистом оголтелым. Сейчас сдерживаюсь. Понимаю, что картины будут смотреть много людей. Злить никого не хочется. Поэтому вольностей стараюсь не позволять. Назиданиями, осуждениями, интерпретациями в творчестве не занимаюсь. В острые углы не суюсь. Их и без меня полно. Страсти не разжигаю. Скандалы не учиняю. Фиг в карманах не ношу.
- А почему такие, извини, рожи у твоих персонажей?
- Не слишком позитивные? Выражения лиц, настроений определяются почти подсознательно. Если сделаю их веселыми и счастливыми, с правильными чертами, смотреть же никто не станет! У них в глазах пропадет искорка познания. Мне нравятся в персонажах какие-то пиковые, даже шоковые состояния. Если смех, то ржачка почти до безумия. Если страх - только жуткий. Или бред тяжелого похмелья - почти до умопомрачения. Но придумка-то не моя. Посмотри на классические сюжеты. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Это же просто экшн! Страсти-мордасти! Эмоции взахлеб. И у любого классика почти так. Все на грани, все на разрыв аорты.
- Получается, идешь следом за классиками….
- Видишь, бабки какие у меня смурные. Да еще с топорами. А эти бабки тяжелейшую войну когда-то вынесли-выиграли. Но они же добрые. Теперь вот котеночков защищают.
Всю свою жизнь с восторгом смотрю на обложки-конверты пластинок. Выгладят отражением всех смыслов, заложенных внутри, в записях. Хотя показать то, что витает в воздухе, (музыка же), казалось бы, невозможно. Так и мои картины! Это почти репортажная съемка из придуманного параллельного мира.
Персонажей в картинах не так уж и много, но они все исполняют свои роли. Старухи, несмотря на суровость, всегда на стороне добра. Иностранцы, к примеру, какие-нито гомосексуалисты. А наши медведи стоят на страже нравственности - гомофобы такие. Алкоголики - просто веселые люди. И всегда заняты делом. Изучают свое внутреннее состояние. Очень бурно на все реагируют: «ЖЫвая вода!», «Пью - не помогает!»
Договор с Ходорковским закончился
- Твое творчество подворовывают?
- Плагиаторов как таковых нет. А несовершенные подделки встречаются. Даже на «Авито» такие есть. Или на сувенирах разных - колокольчиках и кружках можно увидеть что-то на моих котиков похожее. В Интернете встречаются страницы с армиями подписчиков с прямой рекламой на какие-то рукодельные изделия. К примеру, футболки с принтами от Васи Ложкина. Благодарные зрители ссылки мне присылают. Народный контроль в действии! Ну не станешь же по судам бегать!
- А конкуренты есть у тебя?
- Как-то о них не думаю. Нас часто сравнивают по стилю с известным питерским художником Николаем Копейкиным. Даже, бывает, путают. Иногда мы направляем друг к другу навязчивых заказчиков. Картины Копейкина, кстати, стоят сильно дороже моих. Но продаются реже.
- А что за история с человеком по фамилии Ходорковский? Будто он чуть ли ни на корню скупил все творческое наследие Куделина-Ложкина.
- Естественно, это не тот Ходорковский, на которого можно подумать. Однофамилец. Московский предприниматель. Которому захотелось однажды заполучить мои картины для производства сувениров, кажется. Он даже купил права на их использование. Планы были наполеоновские. Но в 2017 году этот договор закончился. И все.
- А чего бы тебе хотелось в жизни?
- Пока еще тороплюсь. А с возрастом уже хочется спокойствия. Чтобы в семье все оставалось стабильным и правильно развивалось. Детей бы воспитать по-умному.
- Мечта есть?
- Есть одна сложно воплощаемая сон-мечта. С детства люблю Бородинскую панораму. Вот бы зафигачить такую огромную картину-диораму! Чтоб было всем счастье!