Первый тренер о начале карьеры Трусовой: «Уже тогда была трудолюбивая, целеустремленная, внимательная, понимающая»
- У вас, наверное, всплески после Олимпиад - детей ведут много? - спрашиваю у первого Сашиного тренера Ольги Шевцовой, параллельно наблюдая за старательно вычерчивающими выкрюки и тройки юными рязанскими фигуристами.
- После Игр в Корее так и было. А вот из-за пандемии в прошлом году меньше набрали. К нам же водить ребенка надо, а во многих семьях второму родителю пришлось на работу выходить. Сейчас ботинки и лезвия в несколько раз подорожали, скорее всего, число желающих опять снизится.
- Из новеньких многие остаются?
- Конечно, часть уходит. И опытный тренер уже на первой неделе видит, кто это будет.
- Это же четырехлетние кнопки! Как можно что-то в них разглядеть?
- Способности, координацию, умение преодолевать страхи, а боятся поначалу все, сразу можно определить. Трусова уже тогда была трудолюбивая, целеустремленная, внимательная, понимающая. И бойкая такая! В лагере она, шестилетняя, прекрасно нашла язык с более старшими детьми, участвовала во всех мероприятиях, на дискотеки с удовольствием ходила.
Знаете, ведь были у нас и другие дети, которые уходили в спорт высоких достижений, переезжали и ставили все на карту. Но надо еще оказаться в нужный момент в нужном месте и сделать все необходимое, чтобы победить.
- Весь мир увидел, как Александра расстроилась из-за второго места в Пекине.
- Ну, накипело внутри, психологическая усталость, физическая. То были эмоции. Сейчас, я думаю, она осознала, что это огромное достижение. В 2010-м считали, что первый кандидат на сочинскую Олимпиаду - Лиза Туктамышева. А она не отобралась. Сколько еще уходит из спорта, вообще не добившись ни одной медали.
Потому что на десять девчонок…
- Не обидно, что лучшие школы в двух городах, а в регионах возможности меньше?
- Это нормально. Спорт высоких достижений - другая история. Есть школы в Москве и Санкт-Петербурге, где все ради результата, и туда едут лучшие дети со всей страны. Мы же занимаемся детским спортом, развиваем личность, даем базовую спортивную подготовку - у них час льда шесть дней в неделю, ОФП, хореография.
- У вас ведь только одиночники?
- Да, потому что для парного катания и танцев нужны мальчики. А их у нас мало, поскольку родители считают, что им лучше в хоккей. Когда построили этот ледовый дворец в 2005-м, у нас оказалось тут восемь мальчишек разного возраста. Так коллеги из других городов удивлялись, мол, где вы их столько набрали?!
- Странно. Спорт ведь силовой, поди прыжок скрути. И, на мой взгляд, мужественный.
- Я тоже так считаю. Но поначалу мальчишек даже в школе задирают. Впрочем, наши воспитанники это перерастают и, наоборот, звездами становятся, тем более в женском-то коллективе.
- С кем тренеру легче - с девочками или парнями?
- С маленькими девочками проще: они чуть раньше взрослеют. А вот подростковый период психологически и физически сложно проходят, это все выплескивается на льду. Но по большому счету, если фигурист смышленый и трудолюбивый, разницы нет.
- Элементы ультра-си учите?
- У нас нет такой задачи. К тому же, чтобы начать прыгать четверные, нужно больше тренировок, надо готовить тело. Да и столько детей, готовых к этому, здесь не наберется.
- Разве для этого нужны особенные дети?
- Конечно! Когда еще все учили тройные, считалось, что на это способны лишь 20% спортсменов. К четверным, мне кажется, и вовсе 1-2%. Нужны определенные физические способности: координация, сила толчка, высота.
- Что важнее - талант или послушание?
- Малыши, которые к нам приходят, выполняют волю родителей. Поначалу, может, не очень удается, но со временем они привыкают к режиму и, если у них что-то получается, катаются с удовольствием. Мы прививаем им любовь к фигурному катанию. У нас старшеклассницы иногда просят: можно, мы хотя бы пару раз в неделю будем приходить, чаще не можем - у нас репетиторы. Просто для себя тренируются. Не всегда талант решает все, главное - трудолюбие, желание, стремление.
- На конгрессе ISU в начале июня будут обсуждать повышение планки выхода во взрослые. Скорее всего, поднимут с 15 до 17 лет. Преподносится это как забота о детях-спортсменах. Как вы к этому относитесь?
- Это забота не о детях, а о повышении интереса в Европе и мире к фигурному катанию. Каждая страна хочет иметь возможность завоевать медаль. Они предполагают, что у нас девочек в 18 - 19 лет с четверными не будет, и это уравняет шансы. Иначе какая у них мотивация ездить на соревнования?
- У нас раньше в женской одиночке медалей не было, мы же ездили.
- Они хотят себе медали, а не Россию на пьедестале видеть. Во всем замешана политика.