Сюжет и мораль чудес Иисуса Христа в картинах знаменитых художников

Юлий Клевер, «Хождение Иисуса Христа по водам» (1880)

24 апреля православные встретят главный христианский праздник - Светлое Христово Воскресение, Пасху. На Страстной неделе давайте вспомним описание самых ярких моментов земного бытия Спасителя, а именно сотворенные им чудеса. Надо понимать, что это не фокусы, которые должны были впечатлить сомневающихся, - все рассказы несут глубокий смысл. Сюжеты многих из них отражены в известных полотнах.

Юлий Клевер, «Хождение Иисуса Христа по водам» (1880)

Модный в конце XIX - начале XX веков русский художник прославился лирическо-романтическими пейзажами и «клеверками» - картинами, создание которых мастер поставил на поток. Заказов было так много, что выполнить их в срок он физически не успевал. И на свет появились полотна, которые писали подмастерья, а Клевер накладывал на них завершающие штрихи. Но будем справедливы: «Хождение по водам» он создал сам, еще до внедрения инновации.

Владимир Маковский, «Чудо в Кане» (1887)

Живописец изобразил первое чудо Христа - превращение воды в вино во время брачного пира в Кане Галилейской (ныне это израильский город Кафр Кана). Мастер не стал рисовать ломящиеся от яств столы. Художник-передвижник Владимир Маковский (не путать со старшим братом Константином, автором другого свадебного пира - боярского и «Детей, бегущих от грозы») показывал жизнь «маленького человека». Сытная трапеза и свершившееся чудо для таких людей - особая радость.

Владимир Маковский, «Чудо в Кане» (1887)

Рафаэль Санти, «Чудесный улов рыбы» (1516)

Гений эпохи Возрождения сделал десять рисунков по заказу Папы Льва X для Сикстинской капеллы в Риме. По эскизам выткали гобелены. Выполняя работу, живописец хотел утереть нос Микеланджело - тот великолепно расписал потолок капеллы. Вообще за право работать на Ватикан художники Ренессанса воевали, не гнушаясь средствами. Рафаэль сам подбил Папу Римского поручить Буонаротти адскую работу под каменными сводами - думал, тот облажается. Но просчитался. Пришлось тоже напрячься. Уцелело семь эскизов - они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Гобелены находятся в Ватиканском музее.

Рафаэль Санти, «Чудесный улов рыбы» (1516)

Франсиско Гойя, «Умножение хлебов и рыб» (1796 - 1797)

Фрески для молельни Санта-Куэва в городе Кадисе Гойя сделал, пролечившись в Королевском колледже хирургии военно-морского флота, расположенном здесь же, - он считался лучшим в Испании. Недуг, которым страдал живописец, привел к полной потере слуха. Вероятно, это был сифилис, следствие любвеобильности мастера. Как раз в этот период развивались его бурные отношения с герцогиней Каэтаной Альба. Выданная замуж в 12 лет, Альба также не ограничивала себя в связях. В 1802-м, в 40 лет, женщина покинула этот мир. По одной версии, покончила с собой. По другой - умерла от кровопотери, пытаясь избавиться от нагулянного с Гойей ребенка. Фрески в молельне выполнены в очень современной технике, основанной на свободных мазках.

Франсиско Гойя, «Умножение хлебов и рыб» (1796 - 1797)

Василий Поленов, «Буря» (1904)

Картина входит в цикл из 62 работ «Жизнь Христа», который художник создавал полвека и считал главным трудом жизни. Путь Спасителя Василий Дмитриевич прошел пешком, и не раз. В Доме-музее на Оке хранится палица, которую он носил на случай нападения бедуинов. Несколько полотен, включая монументальное «Христос и грешница», планировали отправить на выставку в США на «Титанике» в 1912 году, но к отходу парохода груз не подоспел. 13 полотен уехали за океан в 1924-м. Часть картин была продана, судьба многих до сих пор неизвестна.

Василий Поленов, «Буря» (1904)

Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира» (1871)

Картина, рассказывающая об исцелении дочери начальника синагоги, перекликается с личной трагедией автора. Родная сестра художника ушла из жизни в 12 лет - столько же было и дочери Иаира. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом, и комнаты - все как-то потемнело, сжалось в горе и давило», - вспоминал мастер. Он точно передал ощущение горя.

Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира» (1871)