Известный телеведущий отмечает в этом году 30 лет с момента выхода в эфир
Дмитрий ЗАХАРОВ (Фото Руслана Вороного) |
Известный телеведущий отмечает в этом году 30 лет с момента выхода в эфир
В этом году известный телеведущий, продюсер, директор дирекции научно-популярных программ НТВ Дмитрий ЗАХАРОВ отмечает 30 лет с момента первого выхода в эфир. Он работал на центральных телеканалах страны в таких популярных программах, как «Веди», «Река времени», «Вокруг света», и уже много лет подряд остается бессменным ведущим программы «Их нравы», которая выходит в свет на канале НТВ каждую субботу и воскресенье в 8.45. Но для массового зрителя он в первую очередь ассоциируется с революционной программой «Взгляд», которую Дмитрий Вениаминович вел в конце 80-х вместе с Владиславом ЛИСТЬЕВЫМ и Александром ЛЮБИМОВЫМ. О временах «Взгляда», современном телевидении и планах телемэтр побеседовал с нашим корреспондентом.
Молодые идиоты
- До «Взгляда», который стартовал в 1987 году, у нас не было программ, где говорили бы правду о ситуации в стране, показывали зарубежные клипы и наши рок-группы, - вспоминает Дмитрий Захаров. - Несомненно, были запретные для нас темы, но мы выходили два раза в сутки: на Дальний Восток, а вечером - на Москву. За этим следовал разбор полетов, нас приглашали в идеологический отдел ЦК. Его сотрудники проводили беседы с руководством Гостелерадио о нашем поведении. Но мы были молодыми, 28-летними, идиотами и продолжали поступать по-своему, утешая себя: «Закроют - пойдем дворниками работать». В этом, конечно, огромная заслуга нашего непосредственного руководителя Анатолия Лысенко. Битый-перебитый, он ввязался в такую авантюру и дал нам хорошую школу того, как должен вести себя руководитель. Однажды, выходя от начальства, он в бешенстве дал по батарее на лестничной клетке: та лопнула, он получил трещину в кости. Но на подчиненных не срывался никогда. С улыбкой получал очередной микроинсульт. А оправившись, продолжал грызть гранит коммунистического информационного занавеса. Ему памятник надо поставить с фразой на постаменте: «Этот человек дал вам свободу слова». Наша троица - Листьев, Любимов, Захаров - была очень сплоченной. До «Взгляда» мы много лет дружили. Работали вместе в редакции иновещания, в перерывах ходили пить. Продумывать очередной выпуск «Взгляда» мы собирались у меня дома. У Владика хоть и была трехкомнатная квартира, но один из его двоих детей часто болел плюс тесть - инвалид. Сашка жил в коммуналке, демонстрируя родителям апофеоз независимости.
Ведущие Александр ЛЮБИМОВ, Владислав ЛИСТЬЕВ и Дмитрий ЗАХАРОВ во времена перестройки были популярнее самых раскрученных поп-звёзд |
Контактеры с пришельцами
- Если честно, к камере мы с Сашкой привыкали тяжело. Я, когда загорался красный глазок, чувствовал себя как кролик перед удавом. А вот Владик держался так, будто отработал на телевидении сто лет. Камера его любила, он обладал харизмой, которая дана не каждому. После первых же эфиров мы узнали, что такое популярность. Поначалу нравилось. Но когда на шею бросаются не очаровательные девушки, а сумасшедшие старушки, контактеры с пришельцами, друзья Джона Леннона - это утомляет. Мы выходили через служебные подъезды: с центрального сделать это было невозможно. Люди ночевали у входа в «Останкино», чтобы подкараулить нас.Мы часто спорили по поводу сюжетов: Саше хотелось политических новостей, Владику - показать народу лошадь на балконе, то есть шоу, меня тянуло в историю.Иногда появлялось что-то совсем бредовое. С легкой руки одного из корреспондентов во «Взгляде» появились Чумак и Кашпировский. И люди массово стали пить заряженную водичку, вместо того чтобы вовремя принять валидол или нитроглицерин. Народ привык, что все, показанное по телевизору, правда. Через четыре года я понял, что программа «сдувается». Она сделала свое дело, дала ростки новым программам. Появились различные «музыкальные ринги», то есть нишу освоили уже целевые производители. Всяких правдолюбцев на экране развелось немерено. «Взгляд» сыграл роль таранного бревна, которое после взятия крепости сжигают или пускают на Буратино.
Перманентные революции
- Занявшись исторической документалистикой, я снял фильмы о расстреле царской семьи, «Патриарх Тихон» и «Люфтваффе» для Первого канала. А потом за Толей Лысенко ушел на РТР. Моя новая программа «Веди» являлась, по сути, циклом независимых фильмов - в начале 90-х еще можно было найти меценатов под документальное кино. Нынешние спонсоры заточены на коммерчески рентабельные проекты. Десять лет отпахав на «России», устав от бесконечной цензуры, я ушел на НТВ - на этом канале больше возможности принятия самостоятельных решений. Сейчас делаю новый фильм «Люфтваффе» - работать нынче легче, потому как 1989 году большая часть документов была засекречена. Веду программу «Цена Победы» на радио «Эхо Москвы». День расписан так, что спать ложусь часа в четыре утра. Моей старшей дочери Анне (от первого брака) - 22 года. Она оканчивает журфак, но лучше бы нашла себе другой факультет. Из всех моих знакомых корреспондентов на разных каналах есть только один профессиональный журналист. Поверьте, на журфаке писать не научат - это я вижу по учебе дочери и моей жены (супруга Захарова - бывшая телеведущая Елена Шмелева. - М. С. Ш.) А любимица всей семьи у нас Вера, но, кем она будет, пока говорить рано - ей всего три с половиной года. Глядя на младшую дочку, я очень сожалею, что мало у нас детских телепрограмм. К сожалению, сегодня на нашем телевидении бардак. Делают проект и через пару лет прихлопывают - эфирное время перекупили другие. Почему самым популярным шоу в США был проект Ларри Кинга? Не потому, что он - гений. За 30 лет народ привык, что по утрам все традиционно читают одну и ту же газету, а по телевизору идет Ларри. У нас же - перманентные революции. Только что-то построим - и сразу порушим до основания. Ссылка на низкие рейтинги - вранье, они не так важны. Это конкурентная борьба за большие деньги. Ситуация стабилизируется, когда закончится первичное накопление капитала. По товарищу Марксу, длится оно 100 лет - первые 20 мы уже пережили.Забавно, но многие темы, о которых мы до хрипоты спорили во «Взгляде», до сих пор актуальны. В частности, вопрос переименования улиц и городов. Например, фабрика «Большевик»: вы можете представить где-нибудь в Берлине кондитерскую «Нацист» или «Штурмовик»? Ленинградский проспект ведет у нас к Санкт-Петербургу, находящемуся в Ленинградской области, Екатеринбург расположен в Свердловской области. Подобных примеров масса. Мы до сих пор не определились со своей историей, с тем, что в ней было хорошо, а что - плохо.