«Олимпийский гимн» мог спеть Иосиф Кобзон
Ровно 30 лет назад в небо над Москвой взмыл знаменитый олимпийский Мишка
3 августа 1980 года тысячи москвичей и гостей столицы со слезами на глазах прощались с Мишкой, улетавшим в небо на закрытии Олимпиады-80. Тайну душевной песни «До свиданья, Москва, до свиданья» нам раскрыл лауреат Государственной премии России «Грани театра масс», доцент кафедры Московского университета культура и искусства Валентин АЛЕКСЕЕВ. Будучи помощником главного режиссера «Олимпиады-80» Иосифа ТУМАНОВА, он, тогда молодой спортивный режиссер, вместе с остальными участниками постановочной группы, создавал последний бал Страны Советов. Валентин Алексеев по просьбе «ЭГ» вспомнил, как рождалась легенда.
Полёт олимпийского мишки на Олимпиаде-80 |
Игорю Моисееву перекрыли доступ к Брежневу
- Первоначально главным режиссером Олимпиады предложили стать Игорю Моисееву. Он отказался. Спустя время Игорь Александрович раскрыл мне свой секрет: «Я спросил, буду ли напрямую общаться с Брежневым? Мне ответили, по всем вопросам будете выходить на члена Политбюро Новикова, которого назначили председателем Оргкомитета Олимпиады-80. Или, в крайнем случае, на Суслова. Дали подумать три дня. Но я сразу сказал: нет».
Кстати, Игорь Моисеев дал мне тогда ценный совет, которому я следую до сих пор, и он себя оправдывает. «Валя, всегда выходи только на первое лицо. Ниже не опускайся». Это помогает решить все организованно и быстро, без бюрократических проволочек. Может быть, Моисеев поступил мудро. Спустя год после московской Олимпиады Иосиф Туманов, который согласился организовать грандиозный праздник, умер. Нервное напряжение и ответственность были колоссальными. Конечно, все это не проходит даром… Уже никого не осталось из именитых режиссеров, создававших то удивительное действо. Иосиф Михайлович Туманов – известный театральный режиссер и постановщик концертов и представлений, в конце 30-х годов работал со Станиславским, в годы войны стал главным режиссером Московского Музыкального театра.
Валентин Алексеев с постановочной группой «Евровидения» |
Песню «До свиданья, Москва, до свиданья» исполнил Лев Лещенко, хотя на неё претендовали... |
Мишку спас Суслов
- Высшее руководство вносило свои коррективы в создание сценария? Рекомендовали что-то переделать?
- Нет. Они знали, кому доверили дело. Организация была на высоком уровне. Вот наглядный пример. На генеральной репетиции пошел дичайший дождь. Бумажные костюмы, которые рижские швеи пошили для массовки, потекли. Две с половиной тысячи человек нужно было одеть за сутки. Партия приказала – и платья были пошиты в срок. Уже нашими ателье. И еще был энтузиазм. Самые прославленные коллективы участвовали в церемонии открытия и закрытия Олимпиады бесплатно. Для них это было почетно и престижно. А сейчас если не предложишь определенную сумму, никто из артистов и разговаривать не станет. Зато бардака много. Вот недавно участвовал в постановке «Евровидения». В массовку пригласили 720 студентов. Представление начиналось в 23 часа, а им велели быть на месте к 15 часам. Спрашивается, на черта в такую рань! Из экономии студентов не кормили. Я по этому поводу скандалил, мол, у меня ребята забираются на высоту 24 метра. У них же от голода голова кружиться будет.
... Валерий Леонтьев... |
- Дали в последний день две шоколадки. Я в больницу попал после «Евровидения». Нервотрепки много было. Конечно, грандиозное действие сделали. Но многое из задуманного не довели до ума.
- Перед Олимпиадой-80 самый зрелищный номер – полет Мишки хотели зарубить. Была даже крылатая фраза: «Медведи не летают». Что это за история?
- Да, казус такой присутствовал. Президент Спорткомитета СССР Марат Грамов вынес резолюцию на сценарии: «Медведи не летают». Тогда Туманов отправился к Суслову отстаивать свой художественный замысел. Суслов, надо отдать ему должное, идею оценил. Вообще, высшее звено до такого не опускалось, чтобы лезть в сценарий, давать режиссеру рекомендации. На уровне области, района, чего греха таить, это практиковалось. Помню, на репетиции открытия большого спортивного мероприятия, один начальник спросил, почему у солнца, которое изображают спортсмены, шесть лучей. Я ответил, что так просто удобно. «Сделайте, пожалуйста, пять», - попросил чиновник.
Борьба за песню
- Песня «До свиданья, Москва, до свиданья» стала символом Олимпиады, олимпийским гимном. Почему выбор пал на Александру Пахмутову? Какие еще композиторы претендовали на написание олимпийской песни?
- Для Пахмутовой в то время конкурентов не существовало. Она была лучшая. Тем более, Александра Николаевна написала целый цикл песен на тему спорта. По-моему 18. Помните, замечательную «Трус не играет в хоккей»? Ее даже назвали хоккейным гимном. Пахмутова с супругом поэтом Добронравовым, заядлые ж болельщики. И с олимпийской песней у Пахмутовой в жилу пошло, как по маслу.
...и Иосиф Кобзон |
- Нет. И в музыку они не лезли. В олимпийской хартии есть условие – заключительная часть – прощание со зрителями. Все должно происходить в минорном темпе. Так сказать, со слезинкой. В других странах, принимающих Олимпиаду, на мой взгляд, этого не учитывают. У Пахмутовой в песне – никакой помпезности. И это оценил весь мир! Люди плакали, прощаясь с Олимпиадой, и за эти трогательные моменты полюбили нашу страну.
- «До свидания, Москва, до свидания» спел Лев Лещенко и Татьяна Анциферова. Кого-то из певцов рассматривали в качестве претендентов? И почему отказались от живого выступления? Звучала фонограмма.
- Там была кой-какая борьба среди певцов. Вроде бы сначала хотели, чтобы спел Кобзон. Валерий Леонтьев как раз в силу входил. Он бы мог. Юрий Антонов тоже. Но, на мой взгляд, так проникновенно как спел Лев, не получилось бы ни у кого. Что касается фонограммы… Так в то время мы не имели таких мощных микрофонов, как сейчас. Их всего было два. Их использовали главнокомандующие на парадах. Мы все записывали на фонограмму. Иного выхода не было. И потом, посмотрите, как обставлены церемонии открытия и закрытия Олимпиад в других странах. У них концертная программа, концертная сцена. На Зимней Олимпиаде в Турине, можно сказать, Лучано Паваротти выставили вместо Мишки. А нам на закрытии нужны были не Лещенко и Анциферова, а полет Мишки.
- Сейчас, наверное, многие припишут себе авторство. Но официально считается, что автор идеи Иосиф Туманов. Кстати, в 1963 году таким же способом мы запускали ракету. Конструкция представляла собой легкий алюминиевый корпус, обтянутый прорезиненной тканью. К лапам и ушам Мишки были прикреплены разноцветные шары, наполненные гелием. В лапе находился клапан. За Медведем вели слежение радары, чтобы не дай Бог, огромная игрушка не приземлилась куда не надо. Клапан открыли, когда Мишка долетел до Воробьевых гор. Спустился, кажется, на газоны.
Русский дух отдадут иностранцам?
- Как оценило Олимпиаду высшее руководство, простые люди, коллеги-иностранцы?- Очень высоко. Многие из постановочной части получили награды. В Олимпийский комитет от жителей нашей страны шел массовый поток писем. Люди благодарили за Олимпиаду. Некоторые счастливчики увидели ее живьем. Через профком давали путевки на Олимпиаду. Многие Дома отдыха и санатории в Подмосковье были выделены специально для размещения людей, приехавших в Москву по путевкам профкома. Участников постановки Олимпиады стали приглашать в другие страны. В 1988 году мы с Борисом Николаевичем Петровым* работали в Сирии, на 10-х Средниземноморских играх. Там, кстати, тоже командовала партия. Зрелище было тоже необыкновенное. В 1991 году пригласили в Египет, помочь сделать 5-е Всеафриканские игры. В 2000 году меня приглашали в Грецию – на открытие олимпийского года.
- Влияние Запада, конечно, велико. На «Евровидении» тоже работала большая команда иностранцев. Кстати говоря, хорошо работала. Я отслеживаю тенденции, и думаю, Олимпиаду-2014 года будут делать иностранные коллеги. Не исключаю, что пригласят зарубежного композитора. И может статься, исполнение олимпийского гимна тоже поручат иностранцу.
- Как вы оцениваете постановки других Олимпиад, в том числе, последнюю пекинскую? Передалось ли режиссерам передать дух страны, в которой проходит Олимпиада?
- По моему мнению, лучшей нашей Олимпиады еще не было. В ней гармонично соединились искусство и спорт. Было душевно и тепло. Без особого пафоса. В Америке, например, его с избытком. Открытие Олимпиады в США – это фактически прославление флага Америки. Пекинская, конечно, передала национальный колорит. Барабанов было очень много, китайских песен. Но на мой вкус, очень много техногенщины. Нет, все-таки Олимпиаду-80 еще никому не удалось переплюнуть. Может быть, конечно, во мне говорит патриотизм…
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов