Гениальный актёр с трудом пережил травлю критики за его роль Гамлета в «Ленкоме»
Олег ЯНКОВСКИЙ |
Гениальный актер с трудом пережил травлю критики за его роль Гамлета в «Ленкоме»
20 мая исполнился ровно год с того дня, как ушел из жизни гениальный актер Олег Иванович Янковский. В день скорбной даты наш корреспондент пообщался с его друзьями и коллегами, попросив их поделиться своими воспоминаниями.
Олег Янковский всегда соглашался играть лишь те роли, которые ему нравились. Например, он отказался от предложения сыграть Сталина, а затем категорически отверг возможность сыграть Воланда в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (эта роль досталась Олегу Басилашвили). Отказ Янковский мотивировал тем, что дьявола и Бога вообще нельзя играть, так как это духовные понятия, и лучше к ним не прикасаться. Любая роль – это проникновение в характер персонажа, а уподобляться дьяволу, пусть даже и мысленно, - опасное занятие.Олег Иванович старался относиться к своей популярности иронично, понимая, насколько недолговечна земная слава. Он говорил, что тяжело и трагично получить огромную популярность, и вдруг её лишиться. Этого безболезненно не переживет ни один знаменитый артист, писатель, или режиссер. Поэтому актёр должен постоянно держаться на плаву, выдавая на-гора всё время что-то новое, либо заблаговременно готовить себя к тому, что однажды популярность закончится, а жизнь продолжится.
Сергей Микаэлян (сценарист и постановщик): с ним осталась частица моей души
- Самое невероятное, что в начале работы над фильмом «Влюблён по собственному желанию» мне и в голову не приходило отдать главную роль бывшего спортсмена Игоря Брагина Янковскому, хотя он и снимался у меня до этого. В Москве, на съезде кинематографистов я как-то в кулуарах разговаривал с Александром Калягиным и его супругой Евгенией Глушенко. Подошёл Янковский, и весело прищурившись, спросил: «Что обсуждаете?» Калягин ответил: «У Микаэляна хороший сценарий, и Женя уже утверждена на роль Веры без проб». «А мне роли не найдётся?», - спросил полушутливо Янковский. И я ему серьёзно объяснил, что главный герой – человек 20 с небольшим лет. Он наивен, открыт и верит в экспериментальные идеи Веры, а вам, Олег, уже за 30.
Олег ЯНКОВСКИЙ с сыном Филиппом |
Олег ЯНКОВСКИЙ и Евгения ГЛУШЕНКО (кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию») |
Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Бедный, бедный Павел») |
Светлана Крючкова (народная артистка): грязь в печати чуть его не сломала
- Впервые мы с Олегом встретились в 1974 году на съёмочной площадке фильма «Премия». Мы были молоды, и учились у таких мэтров, как Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Михаил Глузский, Виктор Сергачёв, занятых в этом фильме. И тогда мне понравилось, что Олег относится к работе серьёзно и вдумчиво, с ответственностью.В 1992-м Игорю Масленникову для фильма «Тьма» по рассказу Леонида Андреева нужна была поющая актриса, и он попросил меня сыграть одну из барышень в публичном доме. А Олег играл главную роль революционера-террориста. Меня поразило, как однажды во время съёмки он, плохо зная текст, начал произносить длительный монолог. Все ему подсказывали. А у него «набело» рождались слова, интонации. Мгновенно, на наших глазах... Я тогда удивилась, как можно говорить, не зная текста, так наполнено. В этом смысле он был поразительный артист с серьёзным мужским обаянием. И когда увидела эту сцену на экране, поразилась, насколько все было убедительно! Ни на секунду нельзя было представить, что кто-то ему подсказывал текст.На первом международном фестивале актеров кино «Созвездие» в 1989 году состоялся круглый стол на тему «Нужна ли критика артисту?» И самыми яркими были выступления Станислава Говорухина и Олега Янковского.Олег рассказал, был на грани самоубийства после того, как театральные критики не оставили камня на камне от его трактовки роли Гамлета, которую он начал репетировать в «Ленкоме» с Глебом Панфиловым. И добавил, что если бы не съёмки в фильме «Влюблён по собственному желанию», он бы покончил с собой. Грязь в печати чуть не сломала его.
Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Щит и меч») |
Виктор Сухоруков (народный артист): император Павел нам помогал
В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга на экраны вышел фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» - о трагичной судьбе императора Павла Первого. Блистательный актёрский дуэт Олега Янковского (граф Пётр-Людвиг Пален) и Виктора Сухорукова (император Павел) был отмечен и киношниками, и зрителями. Фильм получил более 20-ти различных кинопремий.- Для меня его уход – это личное горе, - говорит Виктор Сухоруков. - Олег Иванович для меня по-прежнему жив. Талантливейший человек, умеющий дружить.Он не был обделён вниманием и самой разнообразной любовью, включая сексуальную… И знал, что нравится многим. Не думаю, что его уход - какая-то случайность. Согласно гороскопам, есть 12 космических циклов жизни. А 13-й цикл - это такая закономерность, когда уходят из жизни люди твоего времени и твоего поколения. Люди, которые тебя вырастили, воспитали, радовали. 2009-й год и являлся таким 13-м циклом. Это была череда юбилеев и похорон. Балерина Екатерина Максимова, французский писатель Морис Дрюон, конструктор ракетно-космической техники Дмитрий Козлов, британская актриса Наташа Ричардсон, Олег Янковский... У них у всех этот год юбилейный и последний. Что касается Олега Ивановича, то это золотая страница в моей биографии.
Ролан БЫКОВ, Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Служили два товарища») |
Виталий Мельников (кинорежиссёр): он разгадал сущность Палена
- Олег Иванович подходил к образу Палена философски, но в тоже время и вполне конкретно, рационально. Это была первая для него большая историческая роль. До этого он в основном был положительным героем на экране. Существовала давняя традиция и убеждённость, что Пален просто хитрый пройдоха, интриган, и не более того. Но мы сошлись с Олегом Ивановичем в том, что Пален - значительно более сложная фигура, и говорить о нём, как об обыкновенном предателе, будет упрощением. Пален – убеждённый противник Павла, другое дело, что эта ошибочность основана на традициях времени и разных обстоятельствах. Отсюда и определённая двойственность Палена. Он временами жалеет Павла, иронизирует над ним. Дело-то не в Павле лично, а в диктатуре, которая, как многоголовая гидра: и её не уничтожишь ликвидацией одной только головы.
Олег ЯНКОВСКИЙ, Елена КОРЕНЕВА (кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен») |