Андрей Ургант: Сушил на батарее корочки хлеба

В бане паримся так, что даже мужики-старожилы аплодируют
АНДРЕЙ УРГАНТ: с мамой Ниной Николаевной и сыном Иваном

АНДРЕЙ УРГАНТ: с мамой Ниной Николаевной и сыном Иваном

Андрей, вы много снимаетесь в кино, сериалах, играете в основном комедийные роли и вообще имеете репутацию острослова. Какой есть лучший способ прослыть человеком, обладающим чувством юмора?

- Всегда говорить правду. Как-то Гриша Гурвич пригласил нас на передачу "Старая квартира", посвященную "Белорусскому вокзалу". К тому времени уже никого из актеров фильма - мужиков в живых не осталось, ситуация действительно грустная, собрались только дети: Андрюшка Леонов, дочки Папанова и Глазырина... Гурвич, не зная, какую интонацию выбрать для разговора, потому что кто-то уже заплакал, да и моя мама сказала: "Вот, все мои мальчики ушли, и мне пора", обращается ко мне: "Андрюша, два слова добавишь?" Что делать, добавил: "Я вообще-то, - говорю, - человек не очень сентиментальный, но иногда тоже плачу, когда кино смотрю. В своей жизни я плакал дважды: когда в "Белорусском вокзале" мама песню пела и когда в "Терминаторе-2" Шварценеггера погружают в лаву, а он высовывает оттуда руку и показывает большой палец, мол, здорово!" Тут уже заплакал сам Гурвич. Даже ветераны, сидящие в зале, начали смеяться. И весь пафос, пусть даже он был и не ложный, улетучился. Все дело в том, что сказал я чистую правду. А совсем недавно я плакал еще раз. Мы лежали с моей любимой женщиной рядышком, а по телеку показывали мультик "Малыш и Карлсон". И Карлсон там спросил у Малыша: "Зачем тебе собака, ведь есть же я?" Это был для меня удар по "первой сигнальной системе".

- Ваш "правдивый" юмор - это наследственность?

- Видимо, как и все остальное. Не стояло для меня вопроса: в пожарники пойти или в космонавты, просто пошел учиться на актера, и все. Ведь про человека с детства все понятно. Вообще-то мы с мамой всегда жили мирно и редко ссорились. Один раз, правда, месяца полтора не разговаривали из-за того, что я не положил на место маленький эмалированный чайник. Кстати, и это качество мне передалось от мамы - если теряю дома пластмассовую авторучку стоимостью 30 копеек, но к которой привык, могу ободрать все обои в квартире. А если, не дай бог, при этом рядом окажется близкий человек, то потеря ручки чревата тем, что мы просто расстанемся. Зато другие проявления людям прощаю легко. Любой подлости могу найти объяснение.

- Может, легкость характера и объясняет приклеившийся к вам имидж толстого весельчака?

- Дело в том, что, когда мне плохо, я стараюсь отсидеться в одиночестве. Делиться предпочитаю радостью. Кому на фиг нужна моя грусть, а уж тем более болезни?! Несколько лет назад, когда я серьезно заболел и была даже угроза потери профессии, понял, что никого, кроме меня, это не волнует. Кто-то, правда, проявлял активность, но лишь потому, что "надо". А я никого ни о чем не просил и даже уехал из города на целое лето. Друзья наведывались, конечно, но с целью оттянуться: шашлычок, виски и прочее. И это вполне нормально. Тогда я сильно похудел, до 75 кг (надо сказать, выглядело это омерзительно), многие говорили, что это не мой имидж. А мой - это что-то сытое, веселое и благодушное. Тогда по городу поползли слухи, что у меня рак. И один приятель (добрая душа), встретив меня, радостно воскликнул: "О, Андрюха, так у тебя же рак!"

Конечно, если вопрос опять встанет так, что надо худеть, чтоб не болело, значит, я выберу это. Пусть будет у меня имидж другой - худого весельчака.

- Как в детстве?

- Там была другая проблема. Мне все говорили: "Девочка, что ж ты полезла на дерево?" Я - в слезы: "Мама, они опять меня девочкой называют". А сам длинными ресницами хлопаю и реву. Так было лет до 12, а потом я превратился в чудовище... Когда пошел в школу, сразу во второй класс, учиться в первом не было необходимости - меня отдали в петергофский интернат на три года. Там творились чудные вещи. Например, было у нас любимое блюдо - сушили на батареях корочки хлеба, прятали их под матрас, а ночью съедали. А еще неподалеку росла плантация хрена, его мы тоже грызли. И дело не в том, что нас как-то вяло кормили, - в этом был некий ритуал, флер таинственности, детектив.

- То есть составляющие актерской профессии...

- Ну, наверное. Вообще, так сложилось, что моя профессия, хобби и личная жизнь совпадают. Одно дополняет другое и соединяется с ним, даже если в каких-то мелочах они друг другу и мешают. Ведь мешать - тоже значит быть в некоем соединении. Ромео и Джульетта всю пьесу находятся в жутком споре - кто кого больше любит?

Например, не знал я, как нужно играть предлагаемую мне Юрием Маминым роль в фильме "Окно в Париж", всячески отказывался, даже поездка в Париж меня не прельщала. Всеми любимый эпизод, когда герой играет на скрипке, зажав смычок между ног, противоречил моему нутру. Мамин сумел настоять, после съемок я несколько дней болел. Но все обошлось, и даже популярности прибавилось. А она такая же часть профессии, как коробка грима, выученный текст и хороший партнер. Ну, чего ходить-то дураком, чтобы тебя никто не узнавал?!

Кстати, в Париже со мной приключился роман. Странно, если бы совсем ничего не случилось. Париж все-таки! Виновницей этого романа стала русская женщина - Натали, моя ровесница, уехавшая из России лет 25 назад. Абсолютно уникальное существо. Она давно рассталась со своим мужем, одна вырастила ребенка. Предлагала мне на ней жениться, при этом я мог остаться жить в России. Хотела купить мне дом. Натали много раз писала, приезжала сюда и даже подружилась с моей мамой. Но я не предпринял никаких шагов, не смог адекватно ответить на ее чувства. Потому что у нее-то чувства настоящие, а у меня это все равно было бы игрой, тем более что с ее стороны возникли коммерческие предложения.

- А как вы зарабатываете себе на жизнь?

- Периодически возникают богатые посиделки, юбилеи и прочие вещи. Но если это юбилей какого-то конкретного высокопоставленного лица, то я прошу сначала с ним встретиться. После чего понимаю, буду я с ним работать или нет. Случались очень выгодные предложения, от которых я отказывался. Но даже если я даю согласие провести какую-то программу, праздник, юбилей фирмы, день рождения президента, то стараюсь с клиентами не дружить до начала работы, как они того хотят. Мол, пойдем с нами в ресторан, поехали в баню. Я говорю: "Братцы, давайте мы сначала сделаем дело, а вдруг вам не понравится, как я работаю?" Иногда действительно возникают дружеские отношения. Но в баню я все-таки предпочитаю ходить со своими близкими друзьями, подругами, и паримся мы так, что даже мужики-старожилы аплодируют.



автор