Внешность не подходит для советского кино, слишком интеллигентен – такого мнения когда-то были преподаватели ВГИКа о студенте Игоре Ясуловиче. А он сумел стать одним из самых снимаемых отечественных артистов – сыграл более чем в 200 фильмах, а еще 140 с лишним озвучил.
Ясуловича называют королем маленькой роли, ведь центральных в его богатой фильмографии совсем немного. Но разве могли не запомниться, скажем, собачник в «Бриллиантовой руке», инженер Щукин в «12 стульях» или фарцовщик в «Самой обаятельной и привлекательной»?
Ясулович родился 24 сентября 1941 года в селе в Куйбышевской области. Отец будущего актера был военным, а мама вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Из-за рода деятельности главы семья вела кочевую жизнь – Баку, Очаков, Бухарест, Измаил, Таллин.
Во время жизни в Эстонии Игорь увлекся танцами – научился самбе, танго и даже рок-н-роллу. А еще Ясулович начал ходить в драматический кружок, который вел артист Таллинского Русского драматического театра Иван Рассомахин. Попадая на сцену, будущий известный актер чувствовал, как все замирает внутри, так что после десятилетки поехал штурмовать столичные театральные вузы. В трех Ясуловичу отказали, зато во ВГИКе он окончил сначала актерское, а потом еще и режиссерское отделение.
В кино артист дебютировал в 1961 году – сыграл в крошечных эпизодах в трех фильмах, в том числе в таком известном, как «Приключения Кроша». Постепенно предложения от режиссеров становились все интереснее. Ради хорошей роли Игорь Николаевич был готов на многое. Вот в «12 стульях» Гайдая, к примеру, его инженера Щукина у захлопнувшейся двери сначала собирались снабдить не только обильной пеной, но и трусами телесного цвета. Однако они были слишком видны и лишали сцену правдоподобия. Ясулович препираться не стал и согласился появиться в кадре, так сказать, в натуральном виде.
Что касается главных и неглавных ролей, то у артиста совершенно уникальное отношение к вопросу.
– Меня не слишком занимало стать первачом, растолкать коллег локтями, добиться, чтобы мою фамилию писали на афишах большими буквами. Довольно быстро мне стало понятно, что играть в кино главные роли – это не мое дело. Собственно, я от столбовой дороги был всегда в стороне и особенно не печалился по этому поводу. Мне всегда нравилось то, что я делал. Я получал и получаю от этого удовольствие, – однажды признался Игорь Николаевич.
Женился артист единожды и был счастлив с супругой более полувека. С Натальей Егоровой его познакомил коллега по цеху Всеволод Абдулов. Наталья – дочь известного режиссера Юрия Егорова, снявшего фильмы «Добровольцы», «Простая история», «Однажды, 20 лет спустя». Пара поселилась у бабушки и дедушки Егоровой, однажды с утра съездила в ЗАГС и расписалась. Через три года у супругов родился сын Алексей, ставший впоследствии актером и режиссером.
1990-е годы для Игоря Николаевича, как и для многих его коллег, оказались сложными, он иногда сидел без работы, хотя сниматься все-таки приглашали. Наталья всегда была готова подставить мужу плечо – зарабатывала репетиторством.
Свои последние годы Игорь Ясулович провел в Подмосковье, в таунхаусе на краю леса. До самой смерти он преподавал в ГИТИСе и вел актерскую мастерскую во ВГИКе, продолжал сниматься в кино. Недавно зрители увидели Ясуловича в роли вахтера дяди Саши в картине «Седьмая симфония».
Не стало артиста 19 августа. Ему было 82 года.