Певцов ей запросто врежет в ухо!
- Как въехал, так и живу с самого начала постройки. Меня сюда Высоцкий устроил. В те годы это был элитный дом, куда попасть просто так считалось совершенно невозможным. Правда, пришлось потратить все деньги, которые у меня в ту пору водились: ведь дом строился на кооперативных началах… Володя был человеком верным и считал, что любая помощь входит в понятие дружбы. Сам он жил в соседнем подъезде, на 5-м этаже. Общались постоянно. Хотя, надо признаться, мы гораздо чаще встречались до того, как переехали в этот дом. Когда он снимал квартиру в Матвеевском, обычно, приезжая к себе после спектаклей с Таганки, частенько застревал у нас на старой квартире. Если Марины Влади в Москве не было, то и ночевать оставался. Лет шесть все свои праздники Высоцкий справлял в нашем доме. - Почему вы, человек, долгие годы друживший с Владимиром Семеновичем, не напишете о нем книгу? - На его имени спекулировать не хочу. Изображать из себя близкого и преданного друга - тем более. Не мое дело обсуждать значимость нашей дружбы. Я Володю очень любил. Но, говоря строго, он был больше другом моей жены Лили Майоровой. Она - прекрасная хозяйка, благодаря чему дом фактически превращался в ресторан для друзей, своеобразный клуб по интересам. - Свой первый фильм вы сняли ровно 40 лет назад. И сколько же всего за это время лент набралось? - Фильмов всего 13. Хотя последний - "Граница" - это, в общем-то, три фильма со своими драматическими сюжетами. А ровно 26 непоставленных сценариев лежат в столе. У меня, может и на беду, принцип такой - никогда не смотреть назад! Что делать, если неинтересно подолгу топтаться на одном месте, просто "перегораю"… Да, первый фильм снимался в 1961 году. "Друг мой, Колька" - дипломная работа во ВГИКе. У нас образовался очень крепкий курс. Одновременно на диплом вышли Шукшин, Тарковский и я. Было с кем соревноваться! Кольку играл Саша Кобзоев. Он потом ушел работать на телевидение. Но карьеры яркой не сделал. Чтобы в жизни пробиться, нужно иметь большую внутреннюю энергию. Этот фильм мы делали вместе с замечательным режиссером Алексеем Салтыковым. Он, кстати, привел на съемочную площадку Савелия Крамарова. И тот стал нашим большим приятелем. Играл хулигана Вову очень обаятельно. - В последние годы вы, кажется, жили в Германии? - Преподавал в Гамбургской киношколе. Написал книжку о том, как надо делать кино. Когда не снимал фильмы, жил очень хорошо: спал досыта, объездил всю Европу, заработал нормальные деньги. Сейчас, правда, работа на картинах и у нас становится неплохим заработком. Раньше ведь люди кино жили полунище, хотя не понимали этого совершенно.
Саше Яковлевой не дали проявить эротический талант
- О вашем знаменитом фильме "Экипаж" в свое время было столько споров! Похоже, это связано с тем, что там впервые в советском кино показаны настоящие эротические сцены? - "Экипаж" не делался с такой задачей. Но эротика во все времена людей страшно притягивала. Конечно, не все сцены, которые снимались с Филатовым и Яковлевой в постели, вошли в фильм. Редакторы-беспредельщики повырезали много материала. - Какие именно моменты уничтожались? - Ну что их описывать - нога на плече, рука на заднице или поцелуй в грудь? Снимали, как сейчас представляю себе, очень скромно. Опыта у меня, впрочем, как и у всех, в подобных съемках совершенно не было. Просто старались по возможности показать красивую любовь. А это - живой веселый процесс, связанный с игрой, страстью, радостью. Мы и сами в то время так жили! Смотришь сегодня фильмы, которые называются якобы эротическими, и оторопь берет - такая глупая порнуха! Парочки с вытаращенными глазами тупо, без радости долго и нудно обжимаются. И все слова у них: "Тебе хорошо? Мне хорошо!" И все! Нормальное такое скотство! - Актеры во время съемок интимных моментов не стеснялись? - Филатов ничего лишнего вообще не позволял - он человек чрезвычайно сдержанный. Леня не провоцировал Яковлеву на такие действия, которые могли бы подвергнуть их обоих чувственным испытаниям. Актеров не напрягал. Они делали, что хотели. Все было очень просто и гармонично. Шура Яковлева - девочка веселая, заводная, быстро расковалась. Если она смогла бы проявить свой эротический талант в полную меру, это было бы нечто! Сейчас таких актрис я не знаю. Никто из красавиц сегодняшнего экрана такой оторвой в хорошем смысле этого слова быть не сможет. Если Яковлеву завести, да еще уверить в том, что сюжет выйдет на экран, эта девчонка все бы перевернула!
- Но говорят, что некоторых сегодняшних звезд, ту же Ольгу Дроздову, даже топ-лесс снимают чуть ли не скрытой камерой? Боятся они показать народу свои прелести… - Единственное, чего боится Дроздова, что Певцов врежет ей по уху. Дима - парень очень строгий. А она такая веселая, органичная актриса. Ее раскрутить для любого режиссера за счастье. - Где сейчас Александра Яковлева? Одно время она была замужем за Александром Невзоровым. Потом работала в Калининграде. Никто не может ее разыскать? - Вроде занимается общественной деятельностью в Питере и Калининграде. Жизнью она интересуется больше, чем кинофильмами. Александра вообще очень активная женщина, ей трудно быть женой такого же активного человека. По характеру она всегда была сама себе хозяйкой.
Олег Даль играл с содранной кожей
- Это правда, что роль штурмана Скворцова был должен играть не Филатов, а Олег Даль? - Даль начал сниматься в роли, но потом вдруг заболел. Нервный срыв. Врачи заявили: Даль должен провести на реабилитации ровно три месяца. Ждать столько времени я не мог. Позвали Леню Филатова. Филатов тут же перезвонил Олегу, выяснил, нет ли здесь какой интриги, и стал работать. Даль был прекрасным актером - нежным, трепетным, нервным… У него наблюдалась редкая способность выкладываться на площадке полностью, играть как бы с содранной кожей. То, что он делал, даже игрой-то трудно назвать, это скорее была обнаженная жизнь или, точнее, жизнь обнаженного человека. Даль имел очень обременительный для личности талант. - Однажды из уст актера, близко знавшего Олега Ивановича, я услышал, будто Даль не был профессионалом. - Тогда и Моцарта можно считать непрофессионалом! Да и кого угодно. Есть актеры, может, их и большинство, которые профессией называют традиционный набор штампов и примочек. Даль работал без таких штучек. Вот Петренко тоже из этой породы. У него сквозь тонкую кожу сразу нервы просвечивают. Алексей Васильевич тоже не может порой, как принято считать, профессионально работать. Что это значит? Артист просто не умеет показать рисунок роли, то есть как он будет играть. Такие актеры играют вживую, заводятся, как говорится. Естественно, "срабатывают" они быстро, потому что живут на износ. Ведь в "Экипаже" роль командира корабля, которую прекрасно сыграл Георгий Жженов, была написана специально для Петренко! Для меня было абсолютным ударом, что он отказался тогда ее играть. "Саша, - говорит, - не могу сниматься в "железе", я - человек "деревянный". Вот в бане посидеть - это мое. А в тесной кабине самолета - уволь!" А Петренко мог дать такую глубину этой роли! Думаю, Алексею Васильевичу это решение далось ох как не просто. Но такой мужественный поступок прекрасно могу понять. Потому что, если на роль согласился, значит, все - должен отдаться, подчиниться картине, пока актер говорит нет - он остается хозяином положения. Я с большим уважением отношусь к актерским отказам!