Православный историк Вячеслав Манягин написал открытое письмо Президенту РФ
Павел ЛУНГИН |
Православный историк Вячеслав Манягин написал открытое письмо Президенту РФ
Фильм Павла Лунгина «Царь» о личности Ивана IV Грозного, совсем недавно вышедший в свет, уже вызвал в обществе немало противоречивых споров. Специалист по русскому средневековью историк Вячеслав Манягин написал обращение на имя Президента РФ Дмитрия Медведева с требованием изъять фильм из проката. По его мнению, картина «не только искажает историческую правду, но и роняет престиж России в глазах всего мира».
Картину Павла Лунгина посмотреть стоит. Дух она, конечно, захватывает. До полнейшего неприятия, до страшноты, вплоть до отвращения к жизни. Но никак не до восторга от восприятия художественного произведения. Нужен ли такой катарсис русской души в обществе, которое к нему, возможно, и не вполне готово? И стоит ли этим заниматься в современном кино? Конечно, стоит. Но вопросы остаются. И вряд ли на них есть утвердительный ответ. Ведь сам Лунгин, создавая свое творение, был уверен, что в России «проблемы власти не решены ни сверху, ни снизу». Хотя, по его словам, «идею русской власти сформировал именно Иван Грозный». «Если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он. - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла». По Лунгину выходит, что Грозный (по фильму это отчетливо видно) жил и правил своим народом с уверенностью, что власть - это и есть Бог на земле. А вот открытое письмо Вячеслава Манягина, в котором его автор высказывает несколько иную точку зрения:
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву
Уважаемый господин Президент!
В романе советского писателя Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" есть образ манкурта - человека, лишенного памяти о прошлом и обращенного в раба. Но точно так же и любой народ, лишенный своей исторической памяти, превращается в коллективного «манкурта», в материал для удобрения т.н. «цивилизованных наций». Именно это пытаются проделать сегодня с русским и другими коренными народами России. В качестве орудия используется искусство, в частности кинематограф.
Вячеслав МАНЯГИН |
СПРАВКАВячеслав Манягин - главный редактор православного журнала "Первый и Последний", писатель, журналист, автор исторических исследований о царе Иоанне Грозном: "Апология Грозного царя", "Царь воинствующей церкви: Иоанн Грозный в иконографии XVI XVII вв.", "Правда Грозного царя", "Иоанн Грозный без лжи и мифов".
КОММЕНТАРИЙ РЕЖИССЕРА
Павел Лунгин: Фильм «Царь» - не развлекательный проект!
- Могу заверить, что фильм достаточно близок к историческим реалиям ХVI века, - отвечает на претензии Вячеслава Манягина режиссер фильма Павел Лунгин. - Все реплики Ивана Грозного, к примеру, позаимствованы из его писем и воспоминаний. Но все же «Царь» - не историческая монография. Это кино, очень сложное, связанное с философией, историей, религией. Прежде всего меня интересовала психология власти. Поэтому и споры вокруг. Раз они есть, значит, мы попали в точку! Конечно, картина - лишь мое субъективное восприятие этой исторической фигуры. Я и не претендую на что-то большее. Ведь вопросы, поднятые в фильме, все равно остаются: что такое русская власть, в чем ее природа и загадка? А если говорить о личности Ивана Грозного, то он был святым и грешником в одном лице: тиран и убийца днем казнил, а вечером молился. «Может, я как человек - грешник, но как царь-то я праведен», - вот такая вера в нем самом жила.