Последнее, ранее не публиковавшееся интервью «пана Зюзи»
Зиновий ВЫСОКОВСКИЙ |
Последнее, ранее не публиковавшееся интервью «пана Зюзи»
Говорят, в начале 90-х радиожурналист спросил ВЫСОКОВСКОГО, почему он не уезжает за границу. Тот пояснил: «Однажды такой же вопрос задали Хазанову, который сказал, что не покинет страну, в которой 300 миллионов его любят. А я отвечу так: не уеду потому, что люблю этих 300 миллионов». Это интервью «пана Зюзи» - замечательного актера Зиновия Высоковского мы так и не успели опубликовать при его жизни. Все ждали подходящего информационного повода. Теперь он появился. Слишком печальный. Зиновия Моисеевича не стало...
- Родился я на берегу Азовского моря в славном Таганроге 28 ноября. В один день с Фридрихом Энгельсом, но чуток попозжее его, в 1932 году, - шутил Высоковский. - Сей факт сердце никак не согревает, но все-таки какой-то «Анти-Дюринг» в этом присутствует. Когда мне присвоили звание народного артиста России, друзья пошутили: «Наконец-то награда нашла своего героя. Историческая справедливость восторжествовала». Люлек стал народным героем уже официально. Хотя и без этого серьезного обстоятельства любовью публики я никогда обижен не был. Аркадий Арканов в семидесятые годы написал на меня такую эпиграмму: Какая песня без баяна? Какой ботинок без шнурка? Какая Марья без Ивана? Какой пан Зюзя без Люлька? Эти персонажи, хотел я этого или нет, стали жить какой-то своей отдельной от их прародителя жизнью. И живут до сих пор.
С внучкой Соней |
«К стенке прислонютый»
- Откуда взялось странное имя Люлек? - Это же уменьшительное от Юлии. В образе «случайного человека» я частенько появлялся на «Голубом огоньке» и в популярнейшей радиопередаче «С добрым утром!» Монолог «Люлек из вытрезвителя» гулял вместе со мной по нашей большой и прекрасной стране. А без меня - даже на орбите. Петр Климук как-то выдал моей дочери соответствующую расписку: «Кате с пожеланиями успехов в учебе. Мы, космонавты, очень благодарны вашему папе за то, что в течение 63-х суток переносили вместе с Люльком полет». С первыми космонавтами я дружил. Они «завязывали» с Люльком в космосе и «развязывали» со мной на Земле. - Некоторые высказывания вашего персонажа стали хрестоматийными... - Имеете в виду «Тимирязиський», «мацацикл», «к стенке прислонютый», «ну как там в Греции» и другие? Рождалось это все как-то спонтанно. Мой персонаж произносит телефонный монолог, суть которого, в общем-то, неприхотлива: подвыпивший интеллигент звонит 9 марта жене из Тимирязевского вытрезвителя. Позже появилась целая серия похождений этого персонажа, например, «Люлек из ГАИ», «Люлек на рыбалке». Мой герой, как тогда любили говорить, двигался в ногу со временем.
Премия "Золотой Орел"-2009: ВЫСОКОВСКИЙ с внучкой |
Ведущий детской телепередачи |
Цензура «Кабачка»
- Как в «Кабачке 13 стульев» появился Пан Зюзя? - «Кабачок» вышел на телеэкраны в 1966 году. В театр «Сатиры» я пришел годом позже и тут же получил приглашение занять один из тринадцати стульев в знаменитом телевизионном кафе. К первому появлению в кадре написал себе монолог человека, абсолютно неприспособленного к жизни. Имя «пан Зюзя» - плод моей фантазии. Появилось оно из двух источников. В детстве, живя в Таганроге, я дружил с представителями маленького, очень красивого и доброго народа - ассирийцами. Самое актуальное слово какое? Деньги! Так вот по-ассирийски оно звучит, как зузи. Похожее слово есть и в русском языке - зюзя. Никто толком не может объяснить, кто это такой, но это слово русскому человеку говорит о многом.
Пан Зюзя |
ВЫСОКОВСКИЙ в фильме "Живые и мертвые" |
Дружил с Высоцким
- Запомнилась ваша роль в фильме Столпера «Живые и мертвые» - военного фотокорреспондента Мишки. - Это моя первая роль в кино. И она сразу вошла в классику фильмов о Великой Отечественной войне. Меня там убили в ромашках. На картине я впервые встретился с Толей Папановым. Потом был серьезный двухсерийный фильм «Друзья и годы», где мы с Юрой Яковлевым и Сашей Гравве играли главные роли. Но кино закончилось, когда я впервые произнес в «Кабачке» слова: «Добрейший всем вечерочек». Это странно, но никому из артистов, снимавшихся в телеспектакле, не удалось сделать карьеру в кино. Разве только колоритному пану Цыпе, которого изображал Георгий Вицин. Вот кто меняться умел. Никому ничего не говоря, великий и хитрый Гоша пришел как-то на съемки в чужом парике и очках и стал почти неузнаваемым. По крайней мере, не таким, каким его уже привыкли видеть в кино. - Известно, что вы дружили с Высоцким. - Однажды его сын Аркадий сказал: «В этой свистопляске воспоминаний жду не дождусь, когда умрет последний «свидетель». Отец своими песнями сам все сказал. Ничего нового уже не добавит никто!». И это правда. В творчестве Высоцкого есть и про прошлое, и про настоящее, и про будущее. Его рукой водил Бог. Мне выпало счастье хорошо знать его, плотно общаться, лихо пить, трудно работать, слушать вживую. Как назвать наши отношения... Высоцкий иногда говорил, что у нас с ним одинаковый резус крови. Его друзьями были те, кого он сам считал таковыми. Дружба для Володи была понятием круглосуточным. Человеком он был штучным. И то, что делал на сцене, экране, о чем и как писал, до сих пор необъяснимо... Я других таких творцов просто не знаю. - Высоцкий катал вас когда-нибудь на своем Мерседесе? - В его «мерсе» я, конечно, ездил. И сам его не раз подвозил. Как-то проезжаю на новой машине мимо французского посольства. Вижу - стоит Володя. Торможу. Он садится в машину: «Поедем ко мне на Грузинскую, обмоем твой новый тарантас». Обмыли так, что я домой пешком еле-еле добрался. А тачку бросил у Высоцкого. Вспоминаю, когда после премьеры «Гамлета» мы вместе вышли из театра и увидели на капоте его нового серебристого Мерседеса нацарапанную гвоздем надпись: «Мы тебя любим, Вова! Молодец!». Он заплакал: «Не могу понять, как может подняться рука на такую красоту?» - Почему вы ушли из прославленного театра «Сатиры»? - Проработал там с 1967 по 1988 год. А ушел, чтобы остаться в профессии. Отправился, как говорится, в свободный полет. Случилось это через пять месяцев после ухода из жизни Анатолия Папанова и Андрея Миронова. В те страшные дни «Сатиру» называли домом, где разбиваются сердца... Начал работать в антрепризах. Объездил весь мир, потому что стал принадлежать только самому себе. Отпрашиваться ведь ни у кого не было нужно. Я стал свободным...