«Братья Карамазовы» стали сериалом
Алёша и Грушенька (Елена ЛЯДОВА) |
Актеров, снявшихся в телефильме, заставили выучить роман наизусть.
На Первом канале - громкая премьера: новая экранизация самого загадочного романа Федора ДОСТОЕВСКОГО «Братья Карамазовы». Еще до выхода на экран эту телеверсию начали сравнивать с классической советской картиной, снятой Иваном ПЫРЬЕВЫМ в 1968 году. Но режиссер Юрий МОРОЗ сравнений не боится, уверяя, что «его Достоевский» - «более детален и передан с документальной достоверностью».
- Сейчас нет ограничений, которые были во времена Пырьева, - говорит Юрий Мороз. - Нам не надо было укладываться в три серии, появилась возможность создать максимально точную экранизацию. Наша картина вместила всю книгу целиком, вплоть до детства братьев и предыстории Грушеньки, а также эпизоды с Великим Инквизитором. К тому же во времена Пырьева существовала цензура. Режиссер не мог позволить себе многих вещей. Я говорю о передаче философии веры и искушения. Мы же могли позволить себе раскрыть тему, заявленную в самом романе как бы от противного, - Если Бога нет, то все позволено. На мой взгляд, она и тогда была актуальна, а уж для сегодняшнего общества - подавно.
В картине Пырьева снимались звезды: Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков. Но они были гораздо старше своих героев. Нынешние братья Карамазовы - Сергей Горобченко, Анатолий Белый* и Александр Голубев - ненамного старше своих персонажей.
1. Смердяков (Павел ДЕРЕВЯНКО), Дмитрий (Сергей ГОРОБЧЕНКО), Алеша (Александр ГОЛУБЕВ), Иван (Анатолий БЕЛЫЙ), Федор Павлович Карамазов (Сергей КОЛТАКОВ) |
Иван Карамазов выступает в защиту брата на суде |
Съемки, которые велись не один год, проходили и в Минске, и в Москве, и в Россоши. Чтобы достоверно передать дух и реалии той эпохи, режиссер старался избегать частого использования павильонов и бутафории. Поэтому снимали в настоящих дворянских усадьбах (князей Трубецких, мецената Мамонтова), костюмы воссоздавались с документальной точностью (вплоть до расположения складок и пуговиц).
Для знаменитой сцены суда над Митей Карамазовым был выстроен зал в натуральную величину. Заказали роскошную люстру по чертежам того времени (она действительно опускалась на длинной цепи, чтобы можно было зажечь свечи), двери, бра, обивка кресел в точности повторяли детали интерьера того времени. Даже обои, которые дотошный художник Марат Ким нашел на фабрике, воспроизводящей технологии XIX века, смотрятся подлинными.
На площадке режиссер не допускал никаких импровизаций и отсебятины. Боясь исказить смысл, философию и дух романа, Мороз следовал произведению чуть ли не буквально. Дошло до того, что всех актеров заставил по нескольку раз перечитать «Братьев Карамазовых». Но и этого показалось мало. Канонический текст артистам пришлось заучивать наизусть, и не дай Бог было ошибиться в диалоге или монологе! Режиссер повторял дубль.
Отдельного упоминания заслуживает музыка, написанная специально для этого фильма. Ее автор - композитор Энри Лолашвили, который сочинил саундтреки к кинохитам «О любви», «Статский советник», «Ликвидация». В «Братьях Карамазовых» музыку исполняет симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Это уникальный случай, ведь в российском кино звучания симфонического оркестра не было уже очень давно.
Алёша пытается выяснить у Смердякова обстоятельства гибели отца |
О съемках актеры вспоминают и со смехом, и с некоторым трепетом.
- Сняться в «Братьях Карамазовых» - моя сбывшаяся мечта! - говорит Наталья Лесниковская, сыгравшая Марью Кондратьевну. - На съемках со мной произошел смешной казус. Стилисты решили поменять для роли цвет волос. Когда я увидела себя в зеркале, мне стало дурно! Вместо светло-русых волосы оказались зеленовато-серыми. Вряд ли у Марьи Кондратьевны были волосы такого цвета! Пришлось срочно исправлять ситуацию.
- А меня после съемок в «Братьях Карамазовых» этот роман теперь сопровождает повсюду, - делится Сергей Горобченко. - Начать с того, что после этой роли я посмотрел со стороны на себя прежнего. И кое-что в себе поменял. Но самое интересное, что Достоевский теперь везде на моем пути как-то проявляется. Например, закончив съемки в Минске, я сел в самолет, чтобы лететь за границу. Вы не поверите, но боинг носил имя Достоевского….
- Мне запомнились корсеты, - улыбается Виктория Исакова, супруга режиссера, сыгравшая Катерину Ивановну. - Вообще платья для меня и Лены Лядовой (Грушенька) были не простым делом! Эти корсеты - просто какой-то кошмар! Что-либо съесть - невозможно! Еда встает в грудной клетке, и там остается. Нормально вздохнуть, и то проблема. Ни сгорбиться, ни согнуться. Приходится сидеть и ходить прямо, как струна. Зато после этих съемок осанка у меня просто великолепная!
СПРАВКА
* «Братья Карамазовы» Юрия Мороза стали шестой по счету экранизацией произведения великого классика. Первый фильм был снят еще в царской России в 1915 году режиссером Виктором Турянским. Спустя несколько десятилетий - в 1958 году - за роман взялся американский режиссер Ричард Брукс. Через год после этого на экраны вышел советский трехсерийный фильм Ивана Пырьева.
В 1990 году режиссер Ренита Григорьева представила на суд зрителей картину «Мальчики», снятую по одноименной десятой главе «Братьев Карамазовых». А совсем недавно на экран вышли «Карамазовы» чешского мастера Петра Зеленки. Но лучшей киноверсией «Братьев Карамазовых» до сих пор считается картина Пырьева.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов