«Пастор Шлаг» писал на собственном лбу неприличное слово из трёх букв
В честь столетнего юбилея гениального актера Ростислава Яновича Плятта, народного артиста СССР, ловеласа и хулигана, коллектив Моссовета закатил веселый творческий вечер. На знаменитом Чердаке собрался весь театральный бомонд: Сергей Юрский, Георгий Тараторкин, Евгений Стеблов, Борис Мессерер, Александр Домогаров и иже с ними. Пришел даже председатель Союза кинематографистов России Марлен Хуциев.
Хотя со дня смерти великого актера прошло без малого двадцать лет, сегодняшнее поколение зрителей тоже знает Плятта - по роли храброго пастора Шлага из бессменно-культового сериала «Семнадцать мгновений весны». Тогда актер показал всей стране, что агенты уровня 007 водились и в фашистской Германии. А уж при жизни Ростислав Янович был вообще неповторим! Его друзья и коллеги весь вечер с грустной нежностью вспоминали о его бесшабашной натуре и хулиганских проделках. Оказывается, другого такого озорника как Плятт надо было еще поискать. Он, например, мог нарисовать косметическим карандашом на своем лбу неприличное слово из трех букв, прикрыться кепкой, а потом во время спектакля снять головной убор перед партнершей по сцене. Разумеется, получив такой сюрприз, актриса с трудом доигрывала серьезную роль.
Он обожал всякие подвохи и провокации. Мог, например, справить малую нужду в плафон в холле театра. Однажды пришел на генеральную репетицию, прикинувшись в стельку пьяным. У режиссера из-за этого случился сердечный приступ. Никто не знал, что Плятт отмочит в следующий раз, и кто станет очередной жертвой. В коллективе Ростислава Яновича немного опасались из-за его приколов, хотя бесспорно любили и всегда прощали. Ну, а выражение «плятские шутки» до сих пор очень популярно в театре Моссовета.
Чужие жены
А как же он умел любить! Его роман с женой главрежа Юрия Завадского - примой Верой Марецкой - был притчей во языцех в кулуарах Моссовета. Впрочем, ни Веру, ни Ростислава не осуждал никто, зная, что Завадский более склонен к красивым молодым юношам. Режиссеру было откровенно наплевать на отношения супруги и подчиненного. Он в упор «не замечал», когда любовники надолго запирались в гримерке, отпускал в вдвоем в антрепризные поездки, разрешал проводить вместе выходные в доме отдыха.
Короче, давал им полную волю. Но Плятту этого было мало. Он хотел, заполучить Марецкую целиком - и только для себя. Умолял ее бросить «неправильного» мужа, сам делал попытки уйти от жены. Увы, ничего из этого не вышло. Их роман длился двадцать лет, а потом Вера умерла от онкологического заболевания. У ее гроба Ростислав горько прошептал: «Ты всегда была впереди меня, и сейчас уходишь первая…» Последние годы он прожил с другой женщиной, которую увел у своего друга, режиссера Всесоюзного радио Николая Литвинова. Людмила Маратова была намного младше Плятта. В их отношениях присутствовала и любовь, и бесспорная привязанность, но все это даже отдаленно не напоминало страсть, которую Плятт испытывал к звезде по имени Вера Марецкая. С Маратовой они сосуществовали в полном согласии, он умер у нее на руках в 1989 году. До самой смерти Плятт шутил, травил байки и жаловался, что его ужасно утомляет всеобщее внимание.
Источник фото: Legion-media