«Меня поймут только те, кто смерть свою видел»: любовь и вера спасли «Казанову» Александра Лыкова
В детстве Александр Лыков, родившийся в небольшом поселке под Ленинградом, мог остаться инвалидом: катаясь с горки, серьезно повредил позвоночник. Врачи ничего хорошего не обещали, но упорный парень так закачал спину, что эскулапы удивились положительной динамике. А Саша потом получил черный пояс по карате и одержал несколько побед в юношеских соревнованиях по биатлону.
Выросший в небогатой семье без отца, Лыков поначалу выбрал строительное училище, но тяга к актерству была так высока, что по специальности он ни дня не отработал. Сначала пропадал на сцене самодеятельного театра, а потом поступил в ЛГИТМиК.
После окончания вуза были два года стройбата на Севере. Лишь отдав долг Родине, Лыков в 1985 году устроился в Театр им. Ленсовета, где его первой ролью стал Швондер в «Собачьем сердце». Через четыре года он перешел в Ленинградский ТЮЗ, потом сменил еще несколько театров. Параллельно начал сниматься в кино.
Конечно, 1990-е были не самым удачным временем для кинематографа. И все же Александру удалось попасть в кассовые картины, приносившие ему известность. Скажем, короткий эпизод в ленте «Ты у меня одна», где Лыков изобразил персонажа нетрадиционной ориентации, да еще и низкой социальной ответственности, – пара минут в фильме, а запомнился не меньше главных героев.
Ну и, конечно, огромной удачей стала роль Казановы – оперуполномоченного Казанцева в «Улицах разбитых фонарей». На всех актеров из этого сериала тогда обрушилась слава.
«Нас принимали как космонавтов. Это нечто феерическое было, сейчас мало у кого вообще есть такая популярность. Фантасмагория какая-то творилась! Мы были героями», –вспоминал актер.
Однако он вовремя осознал, что может остаться заложником этой роли, и ушел из проекта. Вероятно, правильно сделал, поскольку предложений у Лыкова не убавилось. Кроме того, он участвовал в телепроекте «Последний герой» 2002 года.
В середине 1980-х Александр женился на Алле Господенко. С разницей в два года у них родились дочь Екатерина и сын Матвей. Пока супруга занималась домом и детьми, Лыков чуть все не разрушил. Актер признавался: как и многие, снимал стресс алкоголем.
«Это было время, когда еще все пили достаточно... Такой распространенный эффект еще советского кино. Пили все, но надо сказать, что этого даже не было видно. Все умели как-то держаться. Вот я знаю, что человек пил, но это незаметно», – откровенничал Лыков в интервью «АиФ».
Сохранить семью помогли любовь и мудрость Аллы, которая каждый раз спасала мужа. Жену Александр называет ангелом-хранителем. В какой-то момент к Лыкову пришла вера.
«Меня поймут только те, кто смерть свою видел. Если бы не вера, уже и не было бы меня. Наверное, как и моих друзей, таких же неостановимых. Влад Галкин был такой, Андрей Панин был такой. Я на самом деле путь долгий прошел, прежде чем к вере обратился. Только вера и способна семью сохранить. Это тот институт, который бесу очень неугоден, ну просто совершенно! Иисус Христос два пути назвал для спасения души – семья и монашеское служение», – пояснил Александр в беседе с изданием «Вера».
Он действительно подумывал уйти в монастырь, но понял, что стать монахом не по силам. Уже много лет Александр – прихожанин Санкт-Петербургского храма в честь иконы «Неупиваемая чаша», где служит его духовник, отец Иоанн Миронов. А приезжая на родину супруги, в станицу Павловскую, Александр даже прислуживает в алтаре в качестве пономаря и чтеца в Свято-Успенском соборе.
Лыков по-прежнему выходит на сцену и снимается в кино. Однако к выбору ролей уже подходит с точки зрения веры.
«Былые приоритеты перестали иметь значение. Ведь что такое работа актера? Для нас честолюбие это часть профессии, ее составляющая. Нужно быть лучшим, первым во всем. Благодаря этому выкладываешься, совершенствуешься. Так я раньше думал. А потом понял: нет, главное – это потрудиться для Господа Бога, вот настоящий стимул. И по-другому уже не получается, для себя работать мучительно», – признался актер.
Супруга трудится в качестве его директора. Дочь Катя одарила двумя внуками – Давидом и Авдотьей. А сын Матвей стал моделью. Он знает испанский, французский, немецкий и английский языки, живет в Париже с женой, фешн-дизайнером Джессикой Стенеросс, и детьми.
Источник фото: Legion-media,Борис Кудрявов, кадры из фильмов