Что изменится в новых тарифах ОСАГО?
В сентябре среди прочих нововведений и законов, о которых мы уже подробно рассказывали, вступает в силу новое указание Центробанка по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), которое дает страховщикам возможность как снижать, так и повышать тарифы для конкретного водителя.
Иначе говоря, с 5 сентября расширяется тарифный коридор. Что это значит и кому будет выгодно, мы спросили у эксперта.
Что изменится в новых тарифах ОСАГО?
— Страховые компании получили возможность устанавливать повышенный тариф по ОСАГО для неаккуратных водителей, а для дисциплинированных — напротив, предлагать более выгодный. Соответствующие поправки уже утверждены законодательством и вступят в силу 5 сентября.
Раньше все водители, проживающие в одном регионе, имели одинаковый базовый тариф по ОСАГО. По новым правилам страховая компания сможет рассчитывать стоимость полиса персонально для каждого автомобилиста, принимая во внимание различные факторы.
Скажем, страховщик может учитывать грубые нарушения правил дорожного движения, зафиксированные сотрудником ГИБДД: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, серьезное превышение скорости — более чем на 60 км/ч.
На стоимость полиса повлияют возраст транспортного средства, пробег, манера вождения клиента (ее можно оценить с помощью телематического оборудования) и даже наличие у водителя детей.
Исчерпывающий перечень факторов, которые могут влиять на конечную стоимость ОСАГО, законом не определен.
Набор факторов для расчетов базового тарифа, которые та или иная страховая компания будет использовать, обязательно должен быть описан на ее сайте.
Водителю также будут доступны онлайн-калькуляторы, которые позволят проанализировать разные предложения. А вот что точно не будет влиять на стоимость ОСАГО, так это язык, расовая принадлежность, вероисповедание и должностное положение — это закон строго запрещает.
Формула расчета стоимости полиса ОСАГО не изменилась
Формула расчета стоимости полиса не изменилась. Базовый тариф, который станет индивидуальным для каждого водителя, умножается на несколько коэффициентов: это территориальный коэффициент (который в перспективе планируют отменить), коэффициент мощности, коэффициент возраст-стаж и бонус-малус.
Чтобы страховщики смогли разграничить лихачей и аккуратных автомобилистов, расширяется тарифный коридор. Для владельцев легковых автомобилей это расширение составит 10% (как вниз, так и вверх).
В итоге минимальная стоимость полиса ОСАГО опустится до 2471 рубля, а максимальная — поднимется до 5436 рублей.
Ожидается, что страховые компании будут постепенно менять свои тарифы, предлагая аккуратным водителям более выгодную цену. Кстати, в 2019 году, когда тарифный коридор первый раз расширили на 20% в обе стороны, снижение средней стоимости полиса составило 4,8%.
Подобная система расчета тарифов более справедлива, и ее уже давно успешно практикуют в большинстве западных стран. По статистике, в аварии чаще всего попадают молодые неопытные или неаккуратные водители. Логично, что они будут платить по повышенному тарифу. А автовладельцы, которые аккуратно водят, не нарушая правила дорожного движения и не попадая в аварии, смогут сэкономить на страховке.
Отдельных регионов это также касается. Регионы с низкой аварийностью не должны страдать из-за так называемых «токсичных регионов», где водители безалаберно ведут себя на дорогах, а также используют разного рода схемы, в том числе мошеннические, чтобы получить от страховых компаний большие компенсации.
Материал подготовлен на основе комментария эксперта:
Татьяна Козлова — ведущий экономист Главного управления Банка России по ЦФО. Окончила юридический факультет МГУ. В Банке России работает с 1994 года.