Правда ли, что продуктовые магазины стали новым очагом коронавирусной инфекции?
Одна из главных мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции, как в Европе, так и у нас, — самоизоляция. Вот уже несколько недель, как во многих регионах России закрыты торговые центры, рестораны и салоны красоты, а жителям разрешается выходить из дома только на работу, в аптеку или в ближайший магазин.
Теперь, на фоне таких ограничений, главным местом скопления людей стали продуктовые магазины. Многие ожидали, что закроют и их, но тогда сервисы доставки продуктов на дом, которые и так не справляются с нагрузкой, просто не смогут обеспечить всех продуктами питания и первой необходимости.
Сейчас на офлайн-ретейлерах лежит большая ответственность: гарантировать безопасность персоналу и клиентам и не стать новым «рассадником» инфекции. Но не все с ней справляются. Наглядный тому пример — один из супермаркетов сети «Перекресток» в Москве, у сотрудника которого выявили коронавирус. Супермаркет сразу же закрыли, провели дезинфекцию антисептическими средствами с помощью генератора горячего тумана, все продукты без индивидуальной упаковки утилизировали и сменили состав сотрудников.
Но где гарантия, что такая же история не повторится через неделю, только уже с другим сотрудником, которого вовремя не проверили на инфекцию? И можно ли вообще продезинфицировать магазин или общественное место так, чтобы оно стало безопасным? Об этом мы спросили у экспертов.
Важен не факт дезинфекции, а то, насколько корректно ее провели
— В последнее время появилось много противоречивых сведений относительно санитарной обработки в общественных местах — главным образом в магазинах и такси.
Для дезинфекции магазинов от коронавируса нужно использовать средства, эффективные в отношении возбудителей респираторных вирусных инфекций, которые рекомендованы санитарными правилами и нормами для обработки поверхностей и медицинских инструментов.
К каждому средству прилагается инструкция по применению, в которой указаны время экспозиции, способ обработки (обрызгать, нанести толстый слой или полностью погрузить в антисептическую жидкость), а также необходимая концентрация в зависимости от того, какую поверхность нужно обработать.
Если неправильно подобрать средство, развести действующее вещество в неправильной концентрации или уменьшить время экспозиции, то эффективности от такой обработки будет мало.
Поэтому вопрос, какими средствами пользуются таксисты и владельцы магазинов и насколько корректно они следуют указаниям методических рекомендаций, остается открытым. Так как самого факта проведения дезинфекции недостаточно.
К тому же, в отличие от бактерий, с вирусами бороться гораздо сложнее, учитывая, что многие возбудители способны сохраняться в окружающей среде и на поверхностях от нескольких часов до нескольких дней. Для COVID-19 этот интервал еще доподлинно не известен.
Для такси и магазинов важно соблюдать режим проветривания после каждого клиента, дистанцию между клиентами и сотрудниками, а также пользоваться индивидуальными средствами защиты. Для одежды достаточно стирки и утюга.
Если не предпринимать никаких мер, продуктовые магазины станут новым очагом инфекции
— Генератор горячего тумана, упомянутый в примере, — действительно самое мощное оборудование для дезинфекции помещений. Дым заполняет весь объем помещения и вирусы погибают. Однако, важно, какие именно дезинфицирующие препараты были использованы. А об этом ничего не сказано.
Сейчас продуктовые магазины — единственный источник жизни и один из немногих источников рабочих мест в городе, все остальное закрыто. И если не предпринимать никаких профилактических мер, то они могут стать полномасштабным очагом инфекции. При этом на предприятиях, особенно в такие периоды, часто творится бардак: то уборщица не вышла, то заболела чем-то, то оказывается, что заболела коронавирусом. А между тем основная ответственность по дезинфекции лежит на сотрудниках клининга.
Поэтому чем чаще предприятия будут проводить дезинфекцию, не дожидаясь, что кто-то заболеет, тем лучше.
Как вести себя в магазине, чтобы не заразиться самому и не заразить других?
Помимо всего прочего не забывайте соблюдать и индивидуальные меры профилактики, когда отправляетесь в магазин за продуктами.
- Выбирайте магазины, которые проводят дезинфекцию корзин и тележек для продуктов.
- Не ходите в магазин, если вы заболели (даже если это обычная простуда).
- Соблюдайте дистанцию с другими посетителями и с персоналом магазина.
- Берите в руки только те продукты, которые собираетесь купить. Сейчас не самое подходящее время для того, чтобы просто покрутить в руках банку, которая привлекла ваше внимание. А изучить состав можно и дома, зайдя в Интернет.
- Если вы ходите в магазин с сумками многоразового использования, не забывайте периодически их стирать.
- Мойте руки сразу же после того, как вернулись из магазина. А также овощи, фрукты и зелень. Не кладите немытые фрукты и овощи в холодильник.
А где вы покупаете продукты питания?
Материал подготовлен на основе комментариев экспертов:
Ярослав Конешев — окончил РНИМУ им. Н. И. Пирогова, работал в качестве врача-терапевта в различных медицинских и спортивных организациях, окончил клиническую ординатуру по специальности «рентгенология», в настоящее время занимается КТ/МРТ-диагностикой и работает старшим медицинским консультантом сервиса «Теледоктор24».
Николай Дубинин — санитарный врач, дезинфектолог (эпидемиолог), директор по качеству компании «Добролов».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов