Могу ли я воспользоваться уборной ресторана, ничего в нем не заказав?

Закон о правах потребителей
В орловской школе открыли теплый туалет Фото: depositphotos.com
«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем, можете ли вы, сославшись на закон о защите прав потребителей, зайти в ресторан и воспользоваться уборной, ничего в нем не заказав.

Далеко не все города изобилуют общественными уборными. Поэтому оказавшись посреди дня далеко от дома и работы, гораздо проще не искать городской туалет, а зайти в ближайшее кафе, заказать там чашечку кофе, а заодно и заглянуть в дамскую комнату.

Но бытует мнение, что никакая чашечка кофе для отвода глаз не нужна. Можно зайти с улицы в туалет любого ресторана или кафе, сославшись на закон о защите прав потребителей. Так ли это на самом деле? Об этом мы спросили нашего эксперта.

Закон о защите прав потребителей не может обязать кафе и ресторан предоставлять уборную бесплатно

Мнение эксперта

Евгения Кураксина

юрист, адвокат

— То, что вы можете зайти в уборную какого угодно ресторана или кафе на безвозмездной основе, — миф. И тянется он еще с начала 2000-х годов. Тогда власти действительно собирались принять закон, который бы обязывал все заведения общественного питания предоставлять обычным прохожим туалет в пользование. Но в итоге все ограничилось лишь рекомендацией. В рамках программы по развитию сети общественных туалетов в Санкт-Петербурге вышло постановление:

Постановление от от 23 марта 2004 г. N 433 велело «рекомендовать руководителям предприятий общественного питания обеспечивать беспрепятственный доступ граждан в туалеты, находящиеся на территории указанных предприятий, на безвозмездной основе».

Рекомендация никакой юридической силы не имела, но и она была отменена еще в 2007 году, — когда программа закончилась.

На деле же законодательство никак не регулирует вопрос, можно ли пользоваться уборной человеку, который не является клиентом кафе. Поэтому заведение общепита вправе предоставлять уборную исключительно посетителям.

И на то есть свои причины. Во-первых, уборная — это большая статья расходов для ресторана: свет, вода, уборка. Во-вторых, рестораны боятся, что если в их уборных будет столпотворение людей с улицы, это отпугнет клиентов. Ну и в-третьих, представьте, во что превратятся места общего пользования? Если учесть, что во многих из них убираются не нон-стоп, а строго по графику.

То же самое касается, кстати, и просьбы принести стакан воды. Закона, который обязывает рестораны раздавать воду бесплатно, — нет. А такое право клиента — еще один миф о законе о защите прав потребителей.

Впрочем, если вы зайдете в какое-нибудь заведение и попросите воспользоваться уборной или принести стакан воды, вам скорее всего не откажут. Но не на основании закона о защите прав потребителя, а на основании политики клиентоориентированности.






Совсем обнаглели! Продавцы духов в бутиках завышают цены в 60 раз
Не нужны ни чек, ни паспорт: как заставить магазин вернуть вам деньги за товар