Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
Домашнее и дистанционное обучение становятся такими же востребованными формами получения образования, как и очное обучение в школе. Для начала разберемся, чем они отличаются.
Дистанционное обучение происходит в режиме онлайн и включает такие формы, как видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции. Соответственно, для того, чтобы ребенок мог учиться в школе дистанционно, она должна обладать онлайн-программами для занятий и специально разработанной системой аттестации. Дистанционное обучение чаще выбирают родители, чьи дети ограничены в возможности посещать школу либо родители одаренных детей, которые опережают своих сверстников.
Домашнее обучение ребенка предполагает, что образованием ребенка будет заниматься его семья, а школа, к которой он прикреплен, — проводить контроль знаний: промежуточные и итоговые аттестации. Такую форму обучения чаще всего выбирают исключительно из желания обучать ребенка самостоятельно.
Сегодня мы обсудим все преимущества и недостатки обучения на дому. И помогут нам в этом наши эксперты.
У домашнего обучения ребенка есть множество плюсов и минусов
— Законом об образовании в России предусмотрено две возможные формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
В современных условиях в России многие родители предпочитают самостоятельно заниматься обучением ребенка. Организовать семейное образование (официальное название — «домашнее обучение») достаточно просто. Главное — связаться со специалистами из Департамента образования, который есть в каждом регионе России, и проконсультироваться по пакету документов.
Основные документы, которые нужны для перевода ребенка на домашнее обучение, — заявление и договор с учреждением образования о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации.
То есть формально ребенок будет числиться в школе как ученик, получать оценки за итоговые контрольные работы, а также после успешной сдачи экзаменов получит аттестат об образовании. Общеобразовательная организация заполняет соответствующие поля личного дела, выставляет отметки по предметам и вносит запись о переводе в следующий класс или окончании обучения.
Школа, за которой закрепляется ребенок на домашнем обучении, обязана предоставить родителям образовательную программу. Родители могут осваивать ее с ребенком самостоятельно или нанять репетиторов.
Как правило, выбирается второй вариант, поскольку у репетитора есть соответствующее педагогическое образование, и он способен грамотно мотивировать ребенка к освоению материала. К тому же многие родители заняты на работе, а домашнему обучению ребенка необходимо уделять существенное количество времени.
Есть еще один вариант — объединить усилия с другими родителями, дети которых тоже не посещают школу, и набрать 5-10 человек. Ребятам и нанятым репетиторам предоставляется помещение, где проходят уроки.
Плюсы домашнего обучения ребенка
Правильно ли поступают родители, обучая детей вне школьной среды?
Во-первых, многие родители желают оградить своего ребенка от дурного влияния. В детском коллективе отношения складываются таким образом, что всегда есть объект для насмешек. Если ребенок чем-то отличается от своих сверстников: внешностью, дефектом речи, финансовым состоянием родителей и тому подобное — его начинают дразнить или даже травить.
Это отрицательно влияет на развивающуюся психику ребенка, который может или замкнуться в себе, боясь в будущем вступать в контакт с окружающими, или агрессивно реагировать, а впоследствии в будущем решать проблемы исключительно силой. Конечно, можно помочь ребенку справиться с травлей в школе. Но зачастую педагоги и психологи не могут выявить каждого школьника, которому нужна помощь. И в этом заключается уже второй плюс домашнего обучения — индивидуальный подход.
Некоторые родители уверены, что современная система образования не способна уделить должного внимания их ребенку, из-за чего его потенциал и таланты останутся не раскрытыми. В рамках домашнего обучения образовательный процесс подстраивается под особенности характера и темперамента ученика и помогает ему определиться со своими интересами.
Минусы домашнего обучения ребенка
Однако у домашнего обучения имеются и свои минусы. Главный из них — дети не общаются со сверстниками. Из-за домашнего обучения у ребенка нет возможности взаимодействовать с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией.
Такие дети с трудом идут на контакт, предпочитают общаться онлайн и ведут затворнический образ жизни.
В школе, в процессе живого общения, дети познают тонкости человеческих отношений: дружбы, любви, ненависти и предательства. Общаясь друг с другом и со старшими, в том числе педагогами, они учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, где проявить. Этому трудно научить в закрытой среде дома. Однако против этого минуса родители предлагают активное посещение детьми различных секций. Это действительно может стать выходом из ситуации, но продолжительность общения с товарищами по тому или иному клубу заметно отличается от длительности коммуникаций в школе в процессе занятий.
Помимо этого, школьное обучение учит детей организованности и ответственности. Дети должны соблюдать сроки выполнения заданий, чтобы не получить плохих отметок. В домашнем обучении подобное может опускаться — контроль более мягкий, поскольку главное — пройти промежуточную аттестацию, а не выполнить очередное домашнее задание.
Это далеко не все плюсы и минусы домашнего обучения. Существуют примеры, когда дети, получившие семейное образование, с успехом учатся в лучших высших учебных заведениях не только России, но и других стран. Но встречаются и случаи, когда ребенок не смог усвоить образовательную программу, приобретя при этом дополнительные проблемы с общением.
Главный плюс домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход
— Неоспоримый плюс дистанционного и домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход. Если ребенок учится один, он может позволить себе не ориентироваться на темп группы или класса, а задать свою скорость. Учащийся может строить свой маршрут в комфортном для него темпе, не оставляя пробелов в теории, учиться, не отвлекаясь, и выбирать наиболее эффективные методы.
Время дня и уровень шума, положение тела и возможность подвигаться, освещенность и сытость — все эти факторы влияют на эффективность обучения.
Подробнее об этом можно почитать в книге «Модель» Р. Данн и К. Данн.
Педагог, наставник, тьютор или ведущий будет разбираться и отвечать на те вопросы, которые актуальны для обучающегося и видеть, перешло ли знание в понимание предмета. И подавать информацию тем способом, к которому ребенок наиболее восприимчив: через речь, чтение, картинки или тактильные ощущения.
Хотя сегодня школа и дошкольное образование декларируют индивидуализацию, пока это только первые шаги. Поэтому дистанционное и домашнее обучение, при условии качественной подачи, — прекрасная возможность дать своему ребенку образование, которое подходит именно ему.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов