Еще никто не знает, чем закончится история с выборами 9 августа в Беларуси. Однако все прекрасно понимают: Александр Лукашенко останется главой государства. Победа далась ему тяжело, и, скорее всего, в последний раз. Для многих белорусов его новый срок станет мучительным временем ожидания, когда же все это закончится.
Батьку упрекают, что всю свою предвыборную программу он построил на поиске «внешнего врага».
— Мы должны ждать пакостей с любой стороны, — заявил президент Белоруссии после задержания 33 сотрудников частной военной компании с российскими, украинскими и американскими паспортами.
При этом не совсем ясно, кому реально нужна смена власти в республике. Лукашенко устраивает или не устраивает всех партнеров в равной степени.
«Все 26 лет Александр Лукашенко удерживал замечательный баланс: между Европой и Россией; эксцентричностью и ужасом; советской командной экономикой и высокотехнологичной глобализацией», — признает влиятельное британское издание The Independent.
Посмотрите на политических противников Лукашенко. Они вообще не предлагают ничего нового, слово в слово повторяя за Александром Григорьевичем про равные партнерские отношения с Западом и Востоком. Только у них добиться такого баланса не получится. Любой новичок тут же полностью ляжет под вашингтонский или под московский обком. В условиях ограниченного суверенитета за кредиты и гуманитарку по дешевке он заложит всю белорусскую промышленность. И если Москва очень быстро передаст ее своим придворным олигархам, то коллективный Запад, будьте уверены, немедленно приступит к ее разрушению, как он поступил в странах Восточной Европы, в Прибалтике и на Украине.
Ментальный разрыв
Сам Лукашенко описывает состояние дел так: «Россия боится нас потерять, потому что, кроме нас, у нее не осталось по-настоящему близких союзников».
Действительно, Белоруссия помогает — правда, не бесплатно — поддерживать высокую стоимость бренда России в геополитике. И сохраняет на своей территории жизненно важные для нас военные базы. Но в остальном Лукашенко уже давно не устраивает Москву. Именно он саботирует реальное образование Союзного государства, создание единой валюты и подписание договора о справедливых ценах на газ. Российский КамАЗ трижды пытался создать единый холдинг с МАЗом и БелАЗом, но безуспешно. Не позволил Александр Григорьевич.
Ментальный разрыв произошел 9 мая, когда на парад Победы в Минск не прилетел ни один российский политик. А не послав своих наблюдателей на выборы, мы, Россия, вновь словно бы самоустранились от происходящего у соседей. Возможно, в МИД РФ и вправду решили пересидеть еще один срок Лукашенко, чтобы договариваться уже с новым партнером. Но ведь инициативу могут и перехватить.
Американская мечта
Александр Лукашенко не скрывает: в случае новых проблем с Россией он рассчитывает на помощь США. В целом процесс он описал так: «Мы налаживаем отношения с величайшей империей — ведущей страной мира».
После встречи с госсекретарем Майком Помпео белорусский президент вышел к журналистам со словами: «Он понимает наши проблемы и очень хорошо знает, даже порой лучше, чем я, некоторые вопросы во взаимоотношениях с Россией. Майк мне сказал: не волнуйся, мы Беларуси поможем».
Грош цена этим словам. Тем более что в ноябре после президентских выборов в США к власти могут прийти демократы, и Лукашенко тогда точно ничего не светит, кроме Гааги.
Впрочем, все может закончиться и раньше.
В Минск впервые после 12-летнего перерыва летит американская послица — Джулия Фишер. Профессиональная антисоветчица и русофобка, успевшая нагадить России, работая в Грузии и на Украине. Ее задача — подстелить Батьке соломки, в случае если страна и ее президент, как спелые груши, сами упадут в лапы дядюшки Сэма. Либо, если этого не произойдет, координировать будущий майдан, поскольку результаты недавних выборов наверняка будут оспорены и сопровождены введением жестких санкций.
Лукашенко не раз подчеркивал, что силовые структуры его поддерживают и он уверен в их лояльности. Но одно дело разогнать пару сотен человек, другое — 50 тысяч. И ему придется либо идти по китайскому сценарию с площадью Тяньаньмэнь, либо действовать, как Янукович. То есть очень скоро мы поймем, где Батька собирается строить запасной аэродром: на Валдае или в швейцарских Альпах.