Любой, кто приедет их проведать, автоматически попадет в ловушку
Британская газета Sunday Times, ссылаясь на «высокопоставленные источники в правительстве» Великобритании, сообщила, что «бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, которых в Британии пытались отравить нервно-паралитическим веществом "Новичок", переехали в Новую Зеландию». До эвакуации Скрипали, по словам все тех же «высокопоставленных правительственных источников», «год жили в безопасном месте в Британии под защитой секретной разведывательной службы (МИ-6)».
Источники в Новой Зеландии это сообщение не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть. Действительно, публикации на тему «К нам едут Скрипали!» появились в новозеландской прессе едва ли не раньше самого выпуска Sunday Times. Затем эту информацию подхватили другие новостные агентства. Но вот незадача: никто в Новой Зеландии так и не увидел триумфальный прилет Скрипалей, их встречу счастливыми местными жителями, забрасывающими бывшего английского шпиона цветами. Новая Зеландия — место, где все друг друга знают; в нашем понимании это — одна большая деревня. В этой «деревне» мимо внимания ее жителей мышь не проскочит, не то что два весьма упитанных Скрипаля. А тут — на тебе. Никаких признаков вообще.
Наши источники в Великобритании (в отличие от источников Sunday Times, весьма далекие от правительства) еще в начале 2019 года дали весьма точное место пребывания Скрипалей — отдельный коттедж «городка МИ-6» на территории военной базы в Портон-Дауне. Коттедж по расходным ведомостям МИ-6 проходит как «конспиративная квартира». Обслуживается он прислугой, нанятой МИ-6 на аутсорсинг (горничная, прачка, садовник). С ними связано несколько случаев проноса на территорию городка пива тех самых сортов, которые любит Сергей Скрипаль и которые ему запрещены лечащими врачами в силу обострившихся хронических заболеваний. Там они и сидели вплоть до «перелета в Новую Зеландию».
Выяснилось, что, помимо Sunday Times, в этом деле есть и другие источники. Так, два пока еще высокопоставленных офицера британской разведки на условиях анонимности (и неразглашения того, кто именно им поставил фингал под глазом) независимо друг от друга подтвердили, что Скрипали, скорее всего, так и не покидали свой конспиративный коттедж в Портон-Дауне и сидят там до сих пор. В то же время известно, что в отношении Скрипалей применена программа защиты свидетелей («свидетелей отравления Скрипалей»), и жизнь их в скором времени действительно может кардинально измениться. И этих изменений ждут не только они.
Развязки дела со Скрипалями очень ждут и сценаристы BBC, анонсировавшие выпуск сериала «The Salisbury Poisonings» по мотивам истории предательства Скрипалем своей Родины. Пока это «драма из трех серий». Любой сериал должен заканчиваться эффектной развязкой; именно поэтому BBC внимательно следит за тем, чем и как в итоге Скрипаль кончит.
Ловля на живца
Между тем эффектное (равно как и неожиданное) перемещение Сергея и Юлии Скрипаль в Новую Зеландию — не гуманитарно-логистическая операция, а еще одна оперативная комбинация британских спецслужб, являющаяся, в свою очередь, продолжением оперативной игры, начатой в Солсбери 4 марта 2018 года. Ее цель очень проста: выманить вероятных российских диверсантов, руководство которых интересуется Скрипалями, «на живца» — в Новую Зеландию (новое место жительства бывшего российского изменника родины), на удаленный изолированный остров, и там их взять живьем. И это — вполне реальный сценарий: если Скрипаль продолжает интересовать ГРУ, его вряд ли оставят в покое; и, как только он окажется в зоне досягаемости (то есть покинет охраняемый коттедж в Портон-Дауне), к нему обязательно приедут. И — окажутся в ловушке.
В этом плане оперативная игра МИ-6, возможно, выстраивается по следующему сценарию.
1. В британских СМИ появляются сообщения о переброске Сергея и Юлии Скрипаль в Новую Зеландию — к месту их постоянного жительства. Вокруг этого события в СМИ поднимается настоящий информационный бум, еще больше приковывающий внимание международного сообщества (в том числе читателей в России) к этому событию, что само по себе необычно, если речь идет о Скрипалях, за которыми, возможно, до сих пор охотится ГРУ.
Обычно передвижение людей, подпадающих под действие программы защиты свидетелей, держат в строгом секрете: от этого зависит их жизнь. Здесь же, вопреки логике и здравому смыслу, переезд Скрипалей в новую Зеландию, напротив, широко анонсируют и рекламируют в СМИ, предварительно организовав «утечку» секретной информации через «высокопоставленные источники в правительстве Великобритании». Это, в свою очередь, означает, что Скрипалей используют как приманку, на которую МИ-6 рассчитывает выманить кого-нибудь еще вроде Петрова и Боширова, а может быть, и добычу покрупнее — кого-нибудь из их руководства. В деятельности разведки такие комбинации широко известны и имеют собственное название: «ловля на живца».
Главное в этой комбинации — грамотно «засветить» приманку (человека, выбранного на роль «живца») и показать, что она на некоторое время оказалась в зоне досягаемости — и, притом, без защиты; намекнуть, что продолжаться это будет очень недолго — охрану обязательно организуют на уровне не худшем, чем в Великобритании, а значит, надо спешить перехватить приманку до того, как ее снова изолируют от окружающего мира (спрячут в очередной бункер). Для того же, чтобы приманку легче было найти, обычно через ту же «контролируемую утечку» («чиновник случайно проговорился») дают наводку на ее истинное географическое положение – именно так в статье Sunday Times появляется Новая Зеландия (сами же Скрипали могут вообще при этом не покидать пределы Портон-Дауна, где они, с высокой степенью вероятности, проживают и поныне).
После этого оперативникам МИ-6 остается только ждать, кто именно клюнет на эту приманку и прилетит в Веллингтон «спасать ситуацию» — для «беседы» с предателем. Кстати, в 2017–2018 гг. такая комбинация один раз уже сработала — в деле с аргентинским кокаином, обнаруженным в одном из зданий посольства РФ в Буэнос-Айресе. Тогда в столицу Аргентины прилетел секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев — с официальным визитом, с целью встретиться с президентом Аргентинской Республики. Совпадение дат визита и обнаружения партии кокаина тогда объяснили простой случайностью.
2. Если на приманку действительно клюнут, то надо ждать «гостей». При этом «гостей» надо заманить в такое место, откуда они не смогли бы исчезнуть; а если захотели бы это сделать (почувствовав внезапный сигнал тревоги, например, и отказавшись от операции), то не смогли бы это сделать быстро, столкнувшись с большими трудностями транспортно-логистического характера.
В этом смысле Новая Зеландия — идеальное место: два больших изолированных острова, с которых, во-первых, не уедешь (вокруг — океан, до ближайшей Австралии — 1700 км), во-вторых, не уплывешь (ходят только крупные океанские лайнеры), в-третьих, не улетишь (только трансконтинентальные рейсы из Окленда, Веллингтона, Крайстчерча). Если ты — иностранец и прилетел в Новую Зеландию, ты не спрячешься и не сольешься с местным населением: тебя сразу вычислят и возьмут на заметку. Если ты захочешь покинуть Новую Зеландию (особенно, если экстренно), то тоже не сможешь сделать это незаметно: твой путь приведет тебя в крупный авиационный или морской транспортный узел, где ты снова окажешься как на ладони. Если ты планируешь побег с острова — лучше не тратить силы понапрасну; проще сразу сдаться в руки полиции.
С таким географическим положением Новой Зеландии любой, кто приедет на встречу со Скрипалями, автоматически попадет в ловушку.
Спешить не стоит
На данный момент неизвестно, прилетали ли в Новую Зеландию «гости» или их визит все еще готовится. Люди, причисляемые западными разведками к т. н. «ГРУ», в 2018 году эпически вляпались в шпиль Солсберецкого собора и в аргентинский кокаин, и теперь, возможно, «дуют на воду». Но также известно, что подобного рода приказы (направить группу «туристов» для задушевного разговора с тем или иным персонажем) часто отдаются под влиянием не логики, а эмоций: желание поквитаться за обиду и унижение может помешать навсегда забыть о Скрипалях, которые на этот раз уже совершенно точно окончательно вышли в расход (отправлены в утиль). И тогда возникает мотив, который и может толкнуть на поиск нового контакта с этим предателем родины. В этот момент главное — не забыть, что эмоции никогда не должны брать верх над разумом. Особенно, имея за плечами такое дело, как скандал с аргентинским кокаином, в котором была расставлена точно такая же ловушка, как и в данной оперативной комбинации британской разведки, переместившей Скрипалей в Новую Зеландию: «ловля на живца».