«Именем Аллаха»: президент Туркмении отказался приехать в Москву на парад Победы
Объяснение было дано религиозно-медицинское. 29 июня туркменскому лидеру исполняется 63 года — то есть он достигнет возраста пророка Мухаммеда. По сложившимся национальным традициям эту дату принято отмечать вместе с семьей, родными и близкими, «вместе со всем народом».
А поскольку пандемия продолжается, то каждый человек, будь он даже президент, должен по возвращении из-за границы находиться в самоизоляции, что делает невозможным отметить должным образом такую дату.
Напомним, что в 2012 году глава всех туркмен запретил называть войну с фашизмом «Великой Отечественной». С тех пор во всех официальных сообщениях и СМИ она называется просто «Война 1941-1945 годов». Некоторые туркменские чиновники поняли это как сигнал и потушили Вечный огонь. Так, например, было в Лебабской области, когда ветераны пришли возложить цветы и с возмущением увидели, что огонь не горит. Объяснения администрации было весьма своеобразным:
«Чтобы дети не обожглись».
Впрочем, окончательно от праздника 9 Мая Гурбангулы Бердымухамедов решил не отрекаться. Первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов использовал события Великой Отечественной войны для возвеличивания культа своего отца, погибшего на этой войне. Четвертого мая 2000 года он присвоил ему звание Героя Туркмении. Нынешний президент страны Бердымухамедов также использует ту войну для возвеличивания своих родственников. Сейчас почитание его деда — участника войны Бердымухаммета Аннаева — не уступает по своему размаху тому, которое оказывалось отцу Ниязова.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов