Американский журналист написал книгу о благородных и романтичных российских олигархах
Дэвид ХОФФМАН |
В принадлежащем миллиардеру Александру МАМУТУ издательстве «КоЛибри» вышла книга «Олигархи». Автор, воспевающий становление капитализма в России, -американский журналист Дэвид ХОФФМАН. Он работал с 1995 по 2001 год главой московского бюро «The Washington Post». Герои - Александр СМОЛЕНСКИЙ, Юрий ЛУЖКОВ, Анатолий ЧУБАЙС, Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, Владимир ГУСИНСКИЙ и Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Николай СМОЛЬНЫЙ
С первых страниц Хоффман пытается убедить нас, что в душе олигархи - это наивные романтики, простые парни: «Гусинский и Лужков были странной парой. В Нью-Йорке им показали кондитерский магазин, изобилующий товарами. Тогда они настояли, чтобы водитель отвез их в дюжину других магазинов, чтобы убедиться, что первый не был специально подготовлен к их приходу. В другой раз по дороге на очередную встречу их завезли пообедать в кафе «Кентукки фрайд чикен». Когда заказ по желобу скатился прямо в окно автомобиля, оба русских были поражены. Они никогда не видели ничего подобного». Стать жадными и холодными олигархов заставила жизнь.
ДЕЛЬЦЫ: Смоленский, Ходорковский, Березовский, Гусинский отхватили от родины жирные куски |
Искушенность появились у них в процессе естественного отбора: «В 1995 году Лужков и восемьдесят его близких соратников посетили модный ресторан «Максим» через несколько недель после его открытия. Вышколенные официанты, светильники «Тиффани», картины в стиле бель-эпок, тихая музыка, прекрасные вина и счет более чем на 20 тысяч долларов. Вечеринка мэра оплачивалась наличными. В долларах, разумеется». Пожалуй, самое удивительное не то, что Лужков тратит на ужин сумму, в то время эквивалентную стоимости трехкомнатной квартиры, а прикрепленное к нему Хоффманом определение – олигарх. В России его до сих пор так не называли. Или такой невыгодный свет падает на него от жены: «Однажды, в день рождения Лужкова, его жена, думая о том, что ему подарить, заметила экскаватор, стоявший на обочине дороги. Наполнив ковш экскаватора розами, она доставила их Лужкову».
Костюмированное представление
Судя по свидетельству Хоффмана, олигархи - люди щедрые, любящие красоту: «Все вице-президенты банка Смоленского носили костюмы от Армани. Позже Смоленский сказал мне, что он делал это намеренно. Молодые вице-президенты не покупали костюмы сами. Из поездок в Европу Смоленский всегда привозил в Москву в своем чемодане два костюма, две рубашки, два галстука и отдавал их своим молодым вице-президентам, чтобы они выглядели как преуспевающие западные банкиры».
ВВП: уже видит страну без олигархов |
Самым хорошо выглядящим, конечно, был Березовский: «В выглаженной белой рубашке и элегантном шелковом галстуке красно-коричневого цвета, с бокалом красного вина». Олигархи, пьющие именно вино, а не водку символизируют для американского журналиста возрождение России: «1998 год Михаил Ходорковский встретил на гребне удачи. Известный своими скромными вкусами, Ходорковский отдавал предпочтение теннискам и спортивным курткам, а не костюмам и галстукам, но Новый год он встретил в элегантном французском ресторане «Ностальжи». В канун Нового года биржевой маклер Эр Краус заметил в «Ностальжи» Ходорковского и еще дюжину человек. На столе Ходорковского стояла бутылка очень дорогого бордо «Шато О’Брион». Заинтересовавшись, Краус попросил у официанта карту вин. Бутылка «Шато О’Брион» стоила 4000 долларов. «1997 год заканчивался для России неплохо, - вспоминал Краус. - Страна возрождалась».
Своими руками
Вторая часть книги Хоффмана посвящена концу олигархического правления. Лучше всего закат эпохи характеризуют воспоминания Березовского о его последней встрече с Путиным: «…Когда через несколько месяцев я встретился с Березовским в Нью-Йорке, он вспомнил заключительную сцену своей встречи с Путиным.
ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ: ради них герои книги беззастенчиво грабили свою страну |
Во время их последней беседы в Кремле Путин повернулся и задержал свой холодный взгляд на Березовском, невысоком, гиперактивном человеке, говорящем негромкой скороговоркой и готовом часами ждать у вашего порога. Путин смотрел на «торговца влиянием», который собственными руками благодаря своему неукротимому честолюбию и мечтам об огромном богатстве сделал больше, чем кто-либо другой, для наступления эры олигархов. Теперь дни их славы остались позади. На смену им приходили новые игроки, сколачивались новые состояния. И в Кремле был новый российский лидер. «Ты, - сказал Путин, - ты был одним из тех, кто просил меня стать президентом. На что же ты жалуешься?» Березовский не смог ответить».