Недавно в украинском государстве был принят закон «Об обеспечении функционирования государственного языка». Им провозглашается полная украинизация школ, телевидения и многого другого. Русские, венгры, словаки и русины в Незалежной — стали гражданами второго сорта. Депутат сербского парламента, представитель русинской общины страны Олена Папуга в эксклюзивном интервью рассказала о положении национальных меньшинств на Украине и в Сербии.
— Вы представляете русинскую общину в сербском государстве. У вас их около 15 тыс. человек, но русинский язык — официальный в автономной области Воеводина. Больше всего русинов живет на Украине, в Закарпатской области — почти 1 миллион, но Киев не признает их в качестве отдельного народа. Что-то поменялось после того, как президентом стал Владимир Зеленский?
— Я считаю, что русины на Украине не активны. Там нет сильной политической силы, которая может перед государством и президентом отстаивать наши права. По моему мнению, русины в Закарпатье должны создать новую политическую силу, не обращая внимания на все разногласия, которые есть сейчас. А молодому поколению нужна интеллигенция, чтобы представлять их перед Киевом. Этим представителям нужно обратиться к Владимиру Зеленскому и рассказать ему, что мучает русинов и почему нужно их признать в качестве отдельного народа.
— Неужели нельзя надавить на Киев через международные структуры?
— Нам нужно постоянно общаться между собой, с европейскими депутатами. Ведь Европейский парламент — та организация, которой мы должны первой рассказать, каких прав русины не имеют на Украине и о дискриминации. Так я думаю и по поводу русинского языка, который украинские власти не признают. Киев даже не дает возможности, чтобы люди записывали свою этническую принадлежность во время переписи.
— То есть Зеленский тоже не признает русинов?
— По поводу Зеленского у меня больше надежд, чем на прошлого президента. Не знаю, может быть, потому, что у него другая энергия, он молодой. Поэтому русинской интеллигенции нужно объяснить ему ситуацию, историю и современное положение русинского народа на Украине. У меня есть надежда, что если это сделать, то дело может сдвинуться с мертвой точки.
— Недавно Украина приняла закон о языке и всеобщей украинизации. Какие проблемы из-за этого будут иметь национальные меньшинства страны?
— Интересно, что в этом законе русины вообще не упомянуты. Хотя они коренной народ в Закарпатской области. Русины там не могут иметь национальные школы, газеты на своем языке — ничего. Что, по моему мнению, трагедия. У венгров другая ситуация. У них есть Венгрия, которая их защищает в европейских структурах. За словаков в украинском государстве горой стоит Словакия. Только за русинов на Украине никто не может постоять. Языковой закон унижает каждый народ. Этим законом недовольны и словаки, и венгры, которые живут на Украине. Теперь Братислава и Будапешт будут давить на Киев через европейские институты, чтобы этот закон не выполнялся.
— А отношения между Россией и Украиной будут улучшаться?
— Думаю, что нет. Будет так же, как и было. Сейчас на Украине много националистов...
— Вы депутат сербского парламента. Долгое время Сербия добивается членства в Европейском союзе. Когда она туда в итоге войдет?
— Я вижу по законам, которые принимаются, что сейчас много нерешенных проблем для того, чтобы Сербия вошла в Евросоюз. Это вопрос Косово, коррупция и многие другие. По моему мнению, мы последние несколько лет недостаточно работали, чтобы войти в ЕС. А чтобы упорядочить законы с европейскими, нужно много работать. У нас тяжело что-то менять из-за менталитета.
— Если Сербия войдет в ЕС, вы действительно думаете, что жизнь в стране станет лучше?
— Я ориентирована проевропейски. Но если бы было голосование за вступление Сербии в ЕС, то не уверена, что я бы голосовала «за».
— Почему?
— Я видела, что дал Европейский союз малым народом в Хорватии, и сравниваю это с Сербией. Хорватские села и маленькие города сейчас пустые. В русинских населенных пунктах нет детей, чтобы идти в первый класс. Столько жертв за независимость, столько погибших людей было в Хорватии во время войн в 90-е годы! И для чего? Чтобы все выехали на заработки в ЕС? То же самое будет и с Сербией. Европейские страны получат дешевую рабочую силу из Сербии и квалифицированных специалистов, которые сразу уедут туда жить и работать.
— Будет что-то хорошее Сербии от вступления в Евросоюз?
— От вступления в ЕС, например, будет хорошо для моего русинского села, для всего сельского хозяйства страны. Не будет границ, не будет таможни. Люди смогут без проблем продавать произведенную продукцию. То, что не будет границ, — это хорошо. Но если у сербов будет возможность устраиваться на работу в страны ЕС без виз, то Сербия опустеет. Так что от вступления в Евросоюз есть как позитивные, так и негативные последствия.