Бедной киске не дают украсть сосиску

Нефтегазовый конфликт России и Беларуси комментирует наш постоянный автор - политолог Анатолий Вассерман

25 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА: на дне рождения секретаря Союзного государства юбиляр Пал Палыч Бородин и посол Беларуси дружно объединили на одном столе два именинных торта, символизирующих великие страны - Россию и Белоруссию. И решили первым делом отведать именинный торт с московским Кремлем, а уж затем полакомиться кулинарным подарком с минским храмом. До воссоединения России и Белоруссии, казалось, рукой подать…

Главной новостью последнего времени оставался нефтегазовый конфликт России и Беларуси. Прокомментировать ситуацию мы попросили нашего постоянного автора - политолога Анатолия ВАССЕРМАНА. - Насколько мне известно, плата за эксплуатацию нефтепроводов на чужой территории и прокачку по ним нефти предусмотрена существующими договорами о транзите и Беларусью исправно взимается. Пересмотреть в одностороннем порядке эти соглашения нельзя, но урвать у России побольше очень хочется. Батька вспомнил о пошлинах - их государства вправе вводить в одностороннем порядке. И придумал свою, миру неведомую. Но не учел, что, во-первых, подобные таможенные пошлины взимаются только за продукцию, ввозимую на территорию государства для его собственных нужд. А, во-вторых, даже страны, входящие в блок НАТО, его не поймут. Недаром госдеп США сразу заявил, что в этой проблеме Беларусь и Россия должны разбираться самостоятельно.Я не разделяю опасений многих людей, будто мы, повысив цены на нефть, подталкиваем Беларусь в объятия Буша и НАТО и отдаляем создание объединенного государства.

Просто Путин круче

- На мой взгляд, пока Лукашенко будет у власти, воссоединение невозможно.

Лукашенко соглашался на него до тех пор, пока у него были шансы оказаться в новом государстве лидером. Но сегодня всем ясно, что после объединения ни Путин, ни его будущий преемник не проиграют Лукашенко выборы. А раз Батька не заинтересован в воссоединении лично, то он использует все средства, чтобы сохранить власть. В его умении это делать сомнений нет: многие бизнесмены, успевшие поработать в административном аппарате и способные хоть в какой-то степени составить ему конкуренцию, бесследно исчезли. Доводы о том, что Лукашенко заботится о благополучии своих сограждан, - иллюзия. Заботится он главным образом о себе. При этом рассуждает довольно просто: если имеющиеся в стране деньги размазать по людям более-менее равномерным слоем, то слой будет настолько тонким, что никто не сможет воспользоваться своими деньгами для достижения сколь-нибудь серьезного политического веса. С другой стороны, не будет людей настолько бедных, что им нечего будет терять и они поднимут бунт в надежде на лучшее.Россия потеряла терпение и сделала свой вывод: раз у нас нет единого государства, то единых внутренних цен быть не может. И теперь Лукашенко, как та киска из стишка Бориса Заходера, громко плачет в коридоре: у него большое горе. Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски. Раньше этот кошачий плач доносился из Киева, а теперь из Минска.Разглагольствования о том, что Лукашенко крал сосиски не для себя, а для народа, который в среднем живет несколько лучше украинцев и россиян, на меня большого впечатления не производят. Поскольку дело тут не в экономической гениальности Лукашенко: просто в расчете на душу населения он получал дотаций больше, чем Кучма. Но не в силу каких-то пристрастий Путина, а потому, что при равных объемах прокачки нефти и газа, население Беларуси раз в пять меньше населения Украины. О России и говорить нечего.

Найти вменяемого

- Прогнозировать ход событий на стезе объединения не берусь. Я бы разруливать ситуацию начал с поисков среди белорусской оппозиции кого-либо, способного заменить Лукашенко.Задача сложная: немногие вменяемые были давно исключены из политического оборота, а в нынешней оппозиции людей, лояльных не Западу, а России практически нет.Я бы не имел ничего против того, что русский народ образует сейчас три государства - Россию, Беларусь и Украину, если бы не одно «но». В конце концов немцы образуют два государства - Германию и Австрию, англичане - пять, и это всех устраивает. Но возмущающее меня «но» - в агрессивном политическом настрое Украины и Беларуси против России. Если бы белорусам и нам удалось найти замену Лукашенко, России стало бы немного легче. Но лишь немного, поскольку, пока Беларусь будет отделена от России, ее власти продолжат заниматься стяжательством, а в случае неудач - ссорить единый по сути народ.Так что нынешний конфликт - не последний. И явных победителей в нем пока нет.Другие комментарии Анатолия Вассермана: