В результате беспорядков в Сухуме президент Абхазии Рауль Хаджимба ушел со своего поста. Кстати, как в сентябре 2014-го и его предшественник. Что же происходит в этой маленькой, но гордой республике? И зачем она вообще нужна России?
Мог ли представить Хаджимба, который победил на выборах в начале сентября, что так скоро придется уходить? Результаты выборов, правда, и тогда пытались оспорить — ведь перевес составил всего 700 голосов. Но Верховный суд признал его победителем.
А тут вдруг такое.
Штурму парламента и осаде президентской резиденции предшествовали трагические события. 22 ноября два вора в законе были расстреляны в ресторане «Сан-Ремо» в центре Сухума. Трое неизвестных в масках подъехали на машине и открыли по посетителям огонь из автоматов. Жертвами киллеров стали 38-летний Астамур Шамба, известный в криминальных кругах как Астик, и его ровесник Алхас Авидзба (Хасик). Также был ранен мужчина, общавшийся с криминальными авторитетами, погибла официантка, которая обслуживала их столик.
По подозрению в убийстве задержали сотрудников президентской охраны. И это вызвало грандиозный скандал. Дело в том, что бандиты в Абхазии — больше, чем бандиты. Сухуми и во времена СССР считался чуть ли не столицей воров в законе.
— В ностальгической песне сухумчан поется о «городе без фраеров», — пишет специалист по теме Наталья Ищенко.
Расстрелянные «законники», как бы к ним ни относились, являлись патриотами Абхазии, воевали за ее независимость. О чем президенту гневно напомнил герой ДНР Ахра Авидзба, легендарный командир бригады «Пятнашка» и двоюродный брат убитого Хасика. Более того, Ахра обвинил Хаджимбу в связях с грузинским криминалитетом.
Резонанс получился настолько мощный, что в декабре прошлого года в отставку ушли генпрокурор республики Зураб Ачба, его зам Эшсоуа Какалия и министр внутренних дел Гарри Аршба. А теперь вот пал и сам президент.
Переворот в сознании
Очередная абхазская революция прошла мирно. Отяжелевшие после длительного новогоднего застолья силовики не мешали трем сотням протестующих захватить пустующее здание администрации президента. А вялая по той же причине оппозиция не выдвигала никаких политических требований, кроме собственно отставки президента. И те и другие прекрасно понимали, что новые выборы ситуацию, скорее всего, не изменят.
Россия тоже заняла нейтральную позицию — ведь кто бы ни пришел к власти, он будет вынужден вести пророссийскую политику. Куда деваться? Мы вливаем в республику миллиарды. Зачем? Во-первых, это отодвигает границу с враждебной Грузией, на территории которой находятся базы НАТО. Во-вторых, это дополнительный выход России к Черному морю. И в-третьих (хотя, наверное, все-таки во-первых), как пояснил политолог Евгений Крутиков:
— Не так уж много народов в мире настолько тесно связаны с Россией и испытывают к ней искренние дружеские чувства. Напомню, что Абхазия вошла в Российскую империю раньше Грузии.
Разница лишь в том, что на этот раз абхазы не спешат терять недавно обретенную независимость. Хотя и понимают, что именно она является причиной перманентного кризиса и невозможности привлечь в страну какие бы то ни было инвестиции. Мало кто хочет вкладывать средства в государство, которое не подчиняется требованиям международного права.
Ситуацию изменит не революция, а переворот в сознании. Рано или поздно, но выбор между гордостью и сытостью сделать придется. Он не очень-то и велик. Кроме России, это Грузия или Турция, планомерно занимающаяся возрождением Османской империи. И, кстати, турецкие вливания в республику занимают сейчас второе место. Под чьим протекторатом превращать криминальную республику в автономную, решать, конечно, самим абхазам.
Кстати
- Независимость Абхазии признают лишь Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.
- Согласно переписи 1989 года, абхазы составляли 18 процентов населения республики, сейчас — 55.
- Большая часть абхазских вин на российском рынке произведена из виноматериалов, изготовленных вне территории республики.
Только цифра
- С 2009 года в экономику Абхазии Россия вложила около 40 млрд рублей.