Чубайс ассоциируется у россиян с лисой, а Путин - с хищником, которого не укусишь
ПУТИН: годов к борьбе всегда и всюду! |
Старик ШЕКСПИР был прав: весь мир - театр и люди в нем - актеры, причем политики относятся к числу профессиональных. Один играет борца за народные блага, другой - героя, изнемогающего от любви к Отчизне, третий – кудесника: «Верьте мне, и будет вам счастье!» Впрочем, завкафедрой политической психологии философского факультета МГУ Елена ШЕСТОПАЛ уверена: «зрители», то бишь мы с вами, на подсознательном уровне чуют, кто на самом деле птица высокого полета а кто просто так, погулять вышел. В доказательство Елена Борисовна приводит данные психологического исследования, во время которого граждане отвечали на дурацкий, казалось бы, вопрос: «На какое животное похож тот или иной российский политик?»
ЧУБАЙС: «Я - лис, никак не мальчик - зайчик!» (с коллегами из РАО «ЕЭС») |
- Полученные результаты дали богатую пищу для размышлений, - рассказывает Шестопал. - Выяснилось, что, с одной стороны, в нашем «политическом зоопарке» животные -властители: медведь, с которым, кстати, сравнивали Бориса Ельцина, лев и орел. А с другой - мыши, крысы и суслики. Хитрые, жадные грызуны, хранители собственной норы. Политикам, ассоциированным с ними, приписывали эгоизм и своекорыстие. Некоторых же деятелей участники исследования называли «зверем не нашего леса», то бишь чужаком. - Это и не плохо, и не хорошо. Например, Ирина Хакамада несколько раз ассоциировалась с ланью - изящным, но заморским зверем: сказывались ее японские корни, - улыбается Елена Борисовна. - И что же? К ней привыкли. В конце концов отношение к «экзоту» может быть и положительным. «Великого и ужасного» Анатолия Чубайса большинство назвали продувной лисой, которой нельзя доверять. Владимира Путина воспринимают как сильного хищника, которого «невозможно укусить».
Булочка с коньячком
Помимо определения, так сказать, политической «морды лица», команда Елены Шестопал выясняла, в каких тонах представляются россиянам известные государственные мужи. Результаты были неожиданными. Самый что ни на есть «красный» Геннадий Зюганов оказался всего лишь коричневым, что свидетельствует - люди не могут определиться в своем отношении к этому политику. Красным, как тряпка тореадора, видится Владимир Жириновский, поскольку именно он ассоциируется с цветами крови и энергетики. Владимира Путина чаще всего представляют в тонах классических мужских костюмов - серым и темно-синим.
ЕЛЬЦИН: извсех болезней хуже всех медвежья, понимаешь... |
- Стало быть, его воспринимают как человека высокопоставленного, и он соответствует своему статусу и социальным ожиданиям, - охотно поясняет Шестопал. - Кроме того, это можно интерпретировать как неяркость самого образа президента, что, скорее всего, соответствует его желанию. Ответы на вопрос: «С каким запахом у вас ассоциируются политики?» - показали: от пухлощекого Егора Гайдара веет свежими булочками и это значит, что он практически не имеет шанса на успех в политике - слишком сильны ассоциации с Мальчишом-Плохишом, продавшим родину за банку варенья и корзину печенья. По-барски вальяжному Виктору Черномырдину повезло куда больше: он воплощенный успех – от него «пахнет» салями, дорогими сигарами и хорошим коньяком. А вот наш президент ассоциируется с запахом престижного мужского одеколона – свежести и морского бриза.
К ЧЕМУ СЛОВА, ВСЕ И БЕЗ НИХ ПОНЯТНО! Язык жестов говорит о том, что Сергей Миронов привирает, а Михаил Фрадков жадничает
ХРИСТЕНКО: «Я расскажу вам про политику…» |
Психологи уверяют: истинный характер государственных мужей выдают телодвижения и манера поведения. Любое заседание правительства - пиршество для психоаналитика, ибо словами люди передают только семь процентов информации. А вот жестами, позой и мимикой - уже 55. Аналитик московского Центра психологии личности Алевтина ОЧИРОВА любезно согласилась дать оценку ведущим российским политикам.
Владимир ПУТИН: асимметричная двойственность - У президента при характерной ходьбе вразвалочку - по-утиному, как говорят в народе, - одна рука прижата к телу, другая активно двигается. Такая асимметричность в жестах обусловлена двойственностью положения ВВП - политик такого ранга вынужден принимать решения, которые ему часто не близки. Во время ведения заседаний президент нередко смахивает условные крошки со стола, выражая подсознательную неприязнь к собеседникам. При этом Путин никогда не скрещивает руки на груди, то есть не закрывается радикально от разговора.
ФРАДКОВ: «Я не жадный, я экономный!» (картина Андрея Будаева) |
Михаил ФРАДКОВ: внутренняя неуверенность - Главу российского правительства довольно часто можно видеть с руками, сцепленными в замок, или прикрывающими рот. Первое выдает попытку скрыть подлинные мысли, второе - недоверие к собеседнику. Манера манипулировать указательным пальцем и складывать ладони «домиком» говорит о большом самомнении. Хотя при этом премьер частенько теребит запонки, что свидетельствует о внутренней неуверенности. Привычка щурить и скашивать глаза дает основания утверждать, что Фрадков осмотрителен, осторожен и жадноват. Но это для председателя правительства не так уж и плохо.
Сергей МИРОНОВ: женское начало - Поведение председателя Совета Федерации ясно дает понять – бремя власти для этого человека не так уж и приятно. Сергей Михайлович не производит впечатления вождя. Его суетливые жесты и нервическое подергивание плечами - верные спутники ярко выраженного женского начала. Иногда в разговоре с собеседником он оттягивает пальцами ворот рубашки или потирает веко. Обычно так себя ведут люди, которые говорят неправду, но что вы хотите от профессионального политика?
ГРЕФ: «У меня, ребятки, все ходы записаны» |
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: покорная скука - Привычка первого вице-премьера опускать очи долу или отводить их в сторону дает повод полагать – он либо ищет помощи на стороне, либо пытается уйти от ответственности. Похоже, что люди, перед которыми он выступает, бывают ему не слишком интересны. Довольно частые кивки головой говорят о подчиненности и покорности. Как человек, официально возглавивший несколько национальных проектов, он ведет себя явно не по-лидерски.
КУДРИН: «Могу играть на барабанах и на нервах» |
Борис ГРЫЗЛОВ: уязвимая подавленность - Председатель Госдумы у нас фигура мутноватая – слишком скуп на яркие жесты. Характерное «почесывающее» движение правой рукой за ухом говорит о внутренних сомнениях и противоречиях. Манера держать сцепленные руки ниже пояса – о подавленности, враждебности и крайней форме защиты, ведь инстинктивно он закрывает самое уязвимое место у мужчины.
Алексей КУДРИН: нервная концентрация - Шея министра финансов постоянно втянута в плечи – Алексей Леонидович явно не желает быть публичным политиком. В тоже время отсутствие резких жестов органично сочетается с философией этого государственного деятеля: не тратить, а концентрировать. Внутреннюю энергию или государственные финансы - все равно. И это не слишком хорошо, с точки зрения психологии Кудрин в группе риска - может быть подвержен нервным срывам.
ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ Одним из главных достоинств политика россияне считают любовь к яркому и точному словцу, зануды и мямли у нас не в чести. Хотя некоторые из государственных мужей страдают от собственного красноречия.
ЖИРИНОВСКИЙ: «Друг? Ближе к телу! Одназначно!» |
Борис ЕЛЬЦИН: - Рожаете вы плохо. Я понимаю, сейчас трудно рожать, но все-таки надо постепенно поднатужиться... Анатолий ЧУБАЙС: - Я нормальный человек. Понимаю, в это трудно поверить, но уж поверьте. Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: - Ну кто меня может заменить? Убью сразу... Извините. Владимир ЖИРИНОВСКИЙ: - О какой демократии вы говорите, если 65 процентов территории России - вечная мерзлота?!
ЧЕРНОМЫРДИН: «Я слушаю, забыв богатый стол» |
Владимир ПУТИН: - Вы говорите о нарушении прав человека. Чьих прав? Конкретно: имена, явки, фамилии. Александр ЛУКАШЕНКО: - Скоро белорусский народ будет есть нормальные человеческие яйца. Юлия ТИМОШЕНКО: - Как можно протянуть руки команде президента, если эти руки заняты, они постоянно тырят! Михаил ШВЫДКОЙ: - Недавно высказывалось мнение, что порнография - это то, что возбуждает. Я не согласен. Меня она не возбуждает. Юрий ЛУЖКОВ: - Может быть, где-то, как в каждом из нас, побывали татаpы.