«Моего отца казнили в результате предательства Горбачева»
«27 сентября 1996 года мой отец, Касем Искандер Мохаммед Юсуфзай, был повешен при взятии талибами Кабула, при захвате кабульского телецентра, вместе с десятками других лидеров государства, военных и гражданских руководителей и афганской интеллигенции, в один день с Наджибуллой и его братом Шахпуром Ахмадзаем. Светлая память всем» - такое сообщение увидел я на интернет-страничке москвички с вполне русским именем - Дарья Митина. И, разумеется, поспешил с ней связаться.
Оказалось, что Дарья активно занимается политикой. Она была депутатом Государственной думы второго созыва от КПРФ, в 2014 году несколько месяцев являлась представителем МИД ДНР в Москве. По образованию историк - с отличием окончила МГУ. Но интересовала в первую очередь история ее собственной семьи.
- У меня было самое обычное советское детство, - утверждает Дарья. - Мама - кинодраматург, писала сценарии для фильмов, училась во ВГИКЕ. В институте она познакомилась с моим будущем папой - Касемом, который одновременно учился на режиссерском и операторском факультетах. К слову, такое совмещение разрешали только иностранцам.
Папа был из очень знаменитой семьи. Его отец Мохаммед Юсуф - премьер-министр Афганистана при короле Захир-Шахе. Он первым занял столь высокий пост, не являясь сердаром, то есть членом королевской фамилии. Прошел все этапы с низших должностей, был замминистра образования, министром иностранных дел, министром промышленности и горного дела. Именно при нем проложена магистраль Кабул - Герат - главная дорожная артерия страны, возведено множество предприятий. В 1963 году стал премьер-министром, но ненадолго. В октябре 1965 года на демонстрации полицейские застрелили двух студентов. И хотя дедушка никакого отношения к этой трагедии не имел, он посчитал делом чести подать в отставку. После этого занимал дипломатические должности в СССР, затем в Германии, где и скончался в 1986 году.
- А ваш папа тоже видел себя влиятельным политиком?
- Совсем нет. Он был далек от королевского двора и страстно болел кино. Проучившись какое-то время в Оксфорде, он реализовал свою давнюю мечту - приехал в Советский Союз, который считал пионером кинематографа. В институте влюбился в маму. Когда «наметилась» я, стал уговаривать ее выйти замуж и уехать с ним в Кабул. Но мама категорически отказалась, заявив, что ее дом здесь. Затем отец уехал работать в Баку. Приезжал, привозил мне, совсем маленькой, какие-то подарки. Последний раз навещал, когда мне было два года, после чего мама перестала брать меня на эти встречи - папа был слишком чувствительным дядькой. Кончилось тем, что он женился на азербайджанке. Но они поддерживали отношения до тех пор, пока маму не вызвали в органы и не попросили прервать контакты. Ей объяснили, что это может быть опасно для отца, поскольку к власти в Кабуле пришли антисоветские силы.
У него все наладилось после апрельской революции 1978 года, когда в стране утвердилось просоветское правительство. Папа реализовал все навыки, полученные во ВГИКе, для создания национального афганского телевидения, которое он и возглавил. И успешно руководил им, находясь на рабочем месте до своего смертного часа.
- Кто, по-вашему, несет ответственность за его гибель, помимо талибов?
- Решение Горбачева покинуть Афганистан было крупнейшим предательством. Эта подлость ничем не была обоснована. Мы добились всех поставленных целей, несмотря на активное противодействие США. В стратегически важном регионе имели лояльную страну, в которой создали промышленность, сформировали интеллигенцию, технические кадры. Афганистан был одной из первых стран, кто признал молодое Советское государство. И на всем протяжении XX столетия, как ни странно, практически все афганские руководители относились к СССР хорошо. Решение уйти оттуда предопределило судьбу страны, отмотав ее развитие на 50, а то и на 100 лет назад. Сейчас это очаг международного терроризма и наркобизнеса. Притом что со времен Обамы американский военный контингент с 14 тысяч вырос при Трампе до 30 тысяч, хотя Обама утверждал, что миссия закончена.
- Что произошло, когда Кабул захватили талибы?
- Судьба президента Наджибуллы и его брата, которые укрывались в миссии ООН, весьма печальна. Наджибулла был очень мудрым человеком, но судил о людях по себе. Думал, раз миссия ООН неприкосновенна, туда никто не войдет. Он ошибся... Но успел отпустить все свое окружение, оставшись лишь с братом и двумя охранниками. Братьев долго пытали, пытаясь добиться от них признания новых границ с Пакистаном. Не добившись этого, их оскопили и повесили, запретив хоронить.
Были убиты на месте или казнены десятки представителей прежней власти и интеллигенции. Моего отца повесили после взятия телецентра. У него был шанс спастись. Ему предлагали покинуть Кабул и бежать к Панджшерскому льву, Ахмаду Шаху Масуду - афганскому полевому командиру, который воевал с талибами. Но папа сказал: «Я разделю участь своего народа». Где его могила - неизвестно. И есть ли она... У меня нет даже его фотографии. Сохранились лишь его подарки. Один из них, детский столик под хохлому, до сих пор стоит в моей квартире.
- Есть у нас шанс вернуть свое влияние в Афганистане?
- Если будем поступать правильно. Вот в Сирии мы что делаем? Поддерживаем законное правительство, помогая ему уничтожать террористов, которых Запад пытается выдать за цивилизованную оппозицию. И это правильно. А в Афганистане мы почему-то пытаемся наладить диалог между талибами и официальной властью. Этого никогда не оценят ни проамериканский Кабул, ни талибские варвары, которые отрезают уши простым афганцам за участие в выборах. Заигрывание с талибами всегда плохо кончается.
«Во всем виноват Ельцин»
Генерал Борис Громов, командующий 40-й армией в Афганистане, считал, что советским войскам все же надо было уйти. Но чего категорически нельзя было делать, так это бросать союзников на произвол судьбы.
«Это как непотопляемый авианосец - оттуда можно достать кого угодно, - говорил Громов. - Китай рядом, Ближний Восток и Средняя Азия». По его мнению, правительство Наджибуллы имело шанс удержаться. «Пока Советский Союз выполнял свои обязательства и помогал Афганистану, особенно в военно-техническом отношении: поставкой боеприпасов, ГСМ, техники - там было все нормально. Наджибулла был неглупый человек, твердый, он держал в руках всю страну. Ровно в тот момент, когда Борис Николаевич Ельцин принял решение прекратить помощь, все посыпалось. Буквально сразу».
Еще до распада Советского Союза Ельцин и его люди начали напрямую взаимодействовать с лидерами моджахедов, стремясь вырвать внешнюю политику из рук Горбачева. В январе 1992 года прекращена поставка военного снаряжения и топлива режиму Наджибуллы. Авиацию, самое эффективное орудие против моджахедов, нечем стало заправлять. Это было началом конца...
Из разговора Наджибуллы с советскими дипломатами:
«Ваш Горбачев нас предаст. Да и вас самих тоже. Но запомните: тогда союзного вам Афганистана уже никогда не будет. Потому что афганцы не забывают предательства».