Борис Ельцин хотел продать финнам Карелию всего за 15 миллионов долларов
Президент США скучать не дает — он заявил о намерении купить у Дании остров Гренландию. «Очередной троллинг полоумного миллиардера», — примерно так подают новость мировые СМИ. А собственно, почему нет? Есть масса примеров, когда обширные земли покупались и продавались разными государствами. Это уж лучше, чем проливать кровь за чужие территории! И если вдруг сделка у Трампа выгорит, Россия от этого только выиграет.
Вот вам примеры купли-продажи. В Нью-Йорке на территории Баттери-парка можно отыскать скромный памятник, на котором изображены два человека — один одетый, другой полуголый. Первый передает другому бусы, а тот в ответ — некий свиток. Так в 1626 году голландские переселенцы купили остров Манхэттен у местных индейцев — за пригоршню бисера, несколько зеркал и 60 гульденов. В переводе на нынешний курс это — $24. Теперь потомки переселенцев живут на самой дорогой земле в мире. Стоимость Манхэттена сейчас — минимум $1 трлн!
Взятка за Аляску
Не прогадал и Александр II, который продал Аляску американцам. Царь трезво смотрел на вещи: через несколько лет ее все равно бы захватила враждебная Российской империи Великобритания. В отсутствие инфраструктуры удержать отдаленную территорию не было возможности. Но подгадить врагу смогли — продали ее дружественной стране. Представьте себе, русский посланник раздавал взятки в американском Конгрессе, чтобы сделка состоялась! Так что на тот момент это была дипломатическая победа.
С этой историей связана еще одна подобная негоция. В 1812 году русские основали в Калифорнии Форт-Росс для снабжения Аляски продовольствием. Землю купили у аборигенов за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус. Колония была убыточна, а потом надобность в ней и вовсе отпала. В 1841 году ее продали мексиканскому предпринимателю за 42 857 руб. Сколько штанов можно было купить на эти деньги! Потом, как известно, Калифорния тоже досталась янки.
Русские цари не только продавали, но и покупали. Согласно Ништадтскому мирному договору 1721 года, завершившему Северную войну между Россией и Швецией, участок Карелии, Эстляндия, Ингерманландия и Лифляндия отошли России за 2 млн ефимков (серебряных монет) — около 56 тонн серебра. Прибалты, требуя независимости в конце 1980-х, почему-то ссылались на договоры, заключенные с большевиками. А не на тот исторический документ, согласно которому их земли переходили в вечное пользование России.
Хотя и Ленин, конечно, тоже не был идиотом. На тот момент он решал тактические задачи — ему надо было, чтобы хоть какие-то иностранные государства признали молодую советскую республику. Что прибалты радостно и сделали. Учитывая, что потом эти страны все равно вошли в состав СССР, решение на тот момент было оправданным.
К тому же не только мы «разбрасывались» территориями. Наполеон продал американцам Луизиану, которая тогда простиралась от Мексиканского залива до Великих озер и от Миссисипи до Скалистых гор. Свое название она получила в честь французского короля Людовика XVI. Но Наполеон решил — накладно содержать и трудно удержать. Сторговались за $15 млн. На тот момент Луизиана была в два раза больше, чем все США!
Карелию — за бесценок
В 1991 году Россия могла лишиться ряда своих территорий совершенно неоправданно. Ельцина фактически уговорили продать Курилы Японии, Пыталовский район — Латвии, Калининградскую область — немцам, Карелию — финнам. Последнюю хотели уступить за $15 млн.
А вот Трамп — не такой дурак, каким его выставляют. Гренландия — это выход к Арктике, ее богатейшим недрам. Сам остров тоже таит немало полезных ископаемых, которые Дания сама не в состоянии добывать. А сколько стоят миллионы тонн пресной воды, скованной льдами, подсчитать просто невозможно.
Между прочим, США во время Первой мировой войны уже покупали у Дании земли. Это Виргинские острова, которые Америка приобрела за половину годового датского бюджета!
Пока Трамп предлагает сущие копейки — $600 млн в год за «бессрочное владение», годовой бюджет Дании — $300 млрд. Но это обычная тактика президента-бизнесмена — обострить ситуацию до предела, а потом сойтись на выгодной цене. Ну а нам-то какое дело?
— Датская принцесса заявила, что определять судьбу острова должны сами жители Гренландии, — поясняет политолог Сергей Лесков. — Кстати, жители Виргинских островов также проголосовали за присоединение к США. И хотя формально сделка с Гренландией сорвалась, никто словами принцессы не возмутился. Но если им можно, то встает вопрос — почему крымчанам нельзя?!
Далее: если жителям острова разрешают определять свою судьбу голосованием, то почему им предлагают голосовать только за американское гражданство? Есть и другие желающие принять участие в таких многообещающих выборах.
— Пока Трамп будет торговаться, Гренландию успеет перекупить Китай, — считает экспресс-политолог Сергей Минаев. — Уверен, он уже ведет переговоры. Дело в том, что у Пекина тонны свободных долларов. Им нужно от них избавляться. Именно поэтому КНР вкладывает миллиарды в Африку и Венесуэлу. Легко отдаст триллион и за Гренландию. Это сегодня там льды, а через 30 лет глобального потепления будут луга. Есть еще один нюанс. Эскимосы издавна ненавидят американцев. Зато с китайцами они, так сказать, одной породы. Им будет гораздо проще договориться. Более того, они это сделают назло бледнолицым соседям. Вот увидите.