Армен Гаспарян: «Не было никакого пакта Молотова — Риббентропа»

23 августа 1939 года: подписание в Москве Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. В центре - Вячеслав Молотов. Над ним - Иоахим фон Риббентроп. Фото: globallookpress.com

Гитлер после победы над СССР хотел подарить Сталину замок

23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан договор, который долгие годы называли символом цинизма советского руководства. Мол, этот «союз двух людоедов» - Гитлера и Сталина предопределил начало Второй мировой войны. Удивительно, но в этом удалось убедить и абсолютное большинство жителей нашей страны. Даже сейчас, после огромного количества аналитических публикаций на эту тему, многие считают события 80-летней давности если не преступлением, то трагической ошибкой. О том, как все было на самом деле, мы поговорили с известным политологом и публицистом Арменом Гаспаряном.

- Армен Сумбатович, вы ведь тоже когда-то считали этот договор преступным?

- Конечно. Как сейчас помню: 1989 год, Съезд народных депутатов СССР, выступает «прораб перестройки» академик Александр Яковлев, обличает. Ну, как не верить такому человеку… Мое поколение вообще оказалось на изломе эпохи. Наш школьный историк на полном серьезе говорил: «Не читайте учебники, читайте газету «Совершенно секретно».

Жил я в плену перестроечных штампов ровно до тех пор, пока вместо газет не стал читать мемуаристику, а потом и документы. И чем больше читал, тем больше изумлялся. За что же нас призывают «платить и каяться»?! Не было никакого «пакта Молотова - Риббентропа».

- Как так?!

- Да вот так. Был советско-германский договор о ненападении, для того времени вполне обычный. Заметьте, стоит назвать вещи своими именами, и обличительный пафос сразу меркнет. Подобный же договор был, например, страшно сказать, у Польши с Германией. Причем его подписывал лично маршал Юзеф Пилсудский, глава страны, а не министр иностранных дел. И чем больше я узнавал подробностей, тем больше приходил к выводу, что краснеть нам решительно не за что. Тем более что мы-то как раз очень хотели заключить договор с Францией и Великобританией. Но наши будущие союзники по антигитлеровской коалиции всячески этот процесс тормозили.

Армен Гаспарян. Фото: Facebook.com

Операция «Консервы»

- Утверждается, что пресловутый пакт послужил катализатором войны. Мол, через неделю после подписания Германия напала на Польшу.

- Войны не готовятся за неделю. Опубликованы документы, согласно которым нападение на Польшу 1 сентября 1939 года начало планироваться еще в апреле. Главное управление имперской безопасности под руководством Рейнхарда Гейдриха разработало операцию «Консервы». Было сымитировано нападение Польши на немецкую радиостанцию в городе Глайвиц. А роли убитых при нападении поляков «сыграли» трупы заключенных концлагеря. Так появился повод для нападения. Теперь уже известно, что эту идею Гейдрих лелеял еще с 38-го года. И августовский договор с СССР никак на это не влиял. Тогда вторжение в Польшу стало сюрпризом решительно для всех.

- Действительно ли Польша готовилась к войне против СССР на стороне Германии?

- В Варшаве публично призывали «покончить с еврейско-большевистской заразой». Прямым текстом. Для этого на нужды абвера, разведки Третьего рейха, была передана разведсеть организации «Прометей» в полном составе. Это польская разведывательно-террористическая организация, созданная Пилсудским для работы на территории СССР. Если уж на то пошло, даже Гитлер в начале карьеры не декларировал ненависть к русским, а поляки всегда гордились тем, что являются главными русофобами Европы. Комплекс недоимперии в государстве, которое постоянно дробили. Яркая вспышка этого комплекса произошла в 20 - 30-е годы, когда начались гонения на русскую церковь. Самый крупный в Европе православный собор Александра Невского взорвали. Белорусам устроили геноцид, их вообще там не стало, они были подвергнуты принудительной колонизации. На очереди были украинцы. Главный враг Степана Бандеры кто был? Поляки! Напомню также, что «несчастная жертва агрессии» активно поучаствовала вместе с Гитлером в разделе Чехословакии. Так что не надо представлять Речь Посполитую в виде божьей птахи.

Прибалтийские палачи

- Ну, ладно, договор с Германией заключили. Но ведь там был еще и секретный протокол…

- Секретный протокол был во всех международных договорах той эпохи. К примеру, в эстонско-германском договоре, заключенном до советско-германского, было все то же, что и в нашем. Стороны обязуются помогать друг другу, не строить козни, не иметь разветвленные разведсети на территориях друг друга и так далее.

- Но мы же еще претендовали на зону влияния…

- Мы просто вернули свои территории, утраченные в результате распада Российской империи, - Западную Украину, Западную Белоруссию и Прибалтику. О том, как «славно» жили белорусы и украинцы в панской Польше, мы уже сказали. Что касается Прибалтики, то товарищ Сталин прекрасно понимал, что будет, если она попадет в сферу влияния Германии. Просто замерьте расстояние от Таллина до Ленинграда, и все станет ясно. Про «растоптанную демократию» не нужно рассказывать. Там находились у власти жестокие националистические диктатуры. Латышские организации «Огненный Крест», «Айсарги» - это ж слепок с фашистских штурмовиков, от символики до приветствий! Но, как ни парадоксально, немцы были одними из жертв латышских националистов. Если помните, популярный советский фильм «Щит и меч» начинается с того, что семья этнических немцев приезжает в Германию из Латвии. Немцев тогда выгоняли, отбирая все имущество. Но им еще повезло. Евреев просто перебили.

- Латышский режим, значит, был наиболее жесток?

- Все были хороши. Фронт литовских активистов в июне 1941 года перебил всех евреев, что там были. А сколько русских в 20-х годах уничтожили эстонцы! Причем не коммунистов, а, наоборот, белогвардейцев. Все эти правые режимы в какой-то момент посматривали в сторону Третьего рейха, заключали с ним договоры, но что-то пошло не так.

Гитлер-Гулливер среди европолитиков-лилипутов на карикатуре 30-х годов. Фото: Getty Images

«Великий враг»

- В одном из радиоэфиров вы обмолвились, что Гитлер ненавидел Молотова. Это из-за пакта?

- Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов встречался с фюрером в 40-м году. И поразил Гитлера тем, что разговаривал с ним, как будто на заседании Политбюро. Спокойным, монотонным голосом он требовал гарантий, отвергал всю демагогию и не уступил в переговорах ни на миллиметр. Гитлер был в ярости. Перед ним заискивали лидеры европейских держав, а тут какой-то азиатский унтерменьш! После того как Вячеслав Михайлович уехал, Гитлер запретил при нем упоминать его имя. И эту ненависть сохранил до конца жизни. Удивительно, но к Иосифу Виссарионовичу он при этом испытывал пиетет. Однажды даже сказал при свидетелях, что когда разгромит СССР, то подарит Сталину лучший замок с большим количеством прислуги. Потому что это «настоящий великий враг», а не «тучная алкоголичная скотина Черчилль» и не «парализованный придурок Рузвельт». Геббельс, кстати, тоже в своих дневниках высоко отзывался о Сталине.

История - она посложнее агитпропа, какая бы сторона ею ни занималась.

- Давайте подытожим. Понятно, зачем мы заключили договор с Гитлером. Но ведь он все равно его нарушил. Так было ли это оправдано?

- Безусловно. Оттянули начало войны, к которой, как показала советско-финская кампания, мы были категорически не готовы. Отодвинули границы. Если бы фашисты стартовали прямо от польско-советской границы и от границы с Прибалтикой, нам пришлось бы совсем не сладко. И, наконец, за это время удалось хоть как-то восстановить советскую агентуру в Германии, уничтоженную во время репрессий при Ежове. Дошло до того, что прототип Штирлица - Вилли Леман, был вынужден бросить в почтовый ящик советского посольства письмо с просьбой о связном. Ему просто некому было передавать информацию! Если бы всего этого не было, мы бы, конечно, все равно закончили войну в Берлине. Но цену этой победы даже страшно представить…


Договоры с Третьим рейхом


Как начиналась Мировая война