«Солнцевский» наркокартель готов выдвинуть своего кандидата в президенты Венесуэлы

Диосдадо Кабельо
Диосдадо Кабельо. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
События последних дней, связанные с атакой на танкер в Ормузском проливе, эскалацией в отношениях оси США — Иран, а также новый квазимайдан в Грузии, заставили общественность и аналитиков как в России, так и за рубежом полностью переключить свое внимание на эти события, но при этом практически позабыть о происходящем в Венесуэле

Ставшей «жертвой обновленного типа "цветной революции", одна из особенностей которой — координация действий оппозиции извне на фоне многолетнего внешнего экономического и политического давления на страну, неоднократных попыток госпереворотов и прямого устранения президента, а также массовых акций протеста, сопровождающихся угрозами интервенций». А зря, считают специалисты по информационным войнам Андрей Манойло и Константин Стригунов. В борьбу за власть в Венесуэле незаметно вступили новые силы.

Деградация обстановки в этой латиноамериканской стране не прекратилась, а лишь перешла в менее явную форму без сопутствующих массовых выступлений, разгона полицией протестующих и прочего в том же духе. Просто в нынешней ситуации эти внешние признаки кризиса на самом деле имеют третьестепенное значение. Все самое главное происходит подковерно и скрыто от глаз. Впрочем, определенные выводы по некоторым прямым и косвенным признакам все же можно сделать. Какие они? Обратим внимание на хронологию событий.

В конце мая президентом Венесуэлы Николасом Мадуро было заявлено о проведении переговоров с представителями оппозиции и конкретно Хуаном Гуайдо в столице Норвегии Осло. О чем конкретно договаривались, точно не известно, но то, что чуть больше недели спустя была частично открыта граница с Колумбией, наводит на определенные мысли. Переговоры указывают на вероятную готовность Мадуро начать торговлю с американцами (которые, вне всякого сомнения, прекрасно знают о содержании переговоров и ведут их через своих норвежских союзников) с целью получения гарантий со стороны Вашингтона касательно физической безопасности самого Мадуро и его сторонников внутри политической фракции чавистов с последующей эвакуацией из Венесуэлы туда, где их будут готовы принять, а также сохранения какой-то части их активов.

Зададимся вопросом: могут ли все чависты согласиться на такие переговоры?

Полагаем, что нет. Их объединяет одно — желание сохранить свою власть и привилегии. Переговоры со Штатами через венесуэльскую оппозицию — скользкий путь. Ведь гарантии вещь своеобразная: сегодня их дали, а завтра отобрали (вспомним Каддафи и его судьбу). При этом потерять можно все или почти все. Следовательно, практически нет никаких сомнений в том, что не все чависты согласились на переговоры. Отсюда можно сделать ключевой вывод: в чавистской верхушке спровоцирован раскол, что крайне опасно для любой страны, против которой применяются технологии демонтажа политических режимов.

На фоне этих событий 7 июня 2019 года председатель Национальной конституционной ассамблеи Венесуэлы и по совместительству «второй» по значимости чавист Диосдадо Кабельо прибывает с неожиданным двухдневным визитом на Кубу. В Гаване его встречают на самом высоком уровне, включая первого секретаря ЦК КПК Рауля Кастро и председателя Госсовета Мигеля Диас-Канеля. Одна из формальных причин — обсуждение проведения 25-28 июля в Каракасе XXV форума «Сан-Паулу» (сход левацких сил со всего мира), в чем Куба обещала помочь. Разумеется, это лишь прикрытие главной цели.

Какова она?

Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Кабельо и 240 тонн кокаина в год

Кубинцы имеют сильное влияние на чавистов и наверняка знают о попытках Мадуро договориться через оппозицию с американцами, что их категорически не устраивает. Если это произойдет, то с наибольшей вероятностью Мадуро объявит о внеочередных президентских выборах под контролем международного сообщества (читай, Вашингтона). В таком случае Трамп достигнет главного результата — перехвата управления над Венесуэлой без вторжения, а значит, с минимальными рисками, т. е. с высокой степенью управляемости процессом, что особенно важно с учетом надвигающихся выборов президента США в 2020 году.

Что делать в таком случае кубинцам?

Очевидно, сделать ставку на кого-то другого. И этим другим может стать именно Диосдадо Кабельо — второй человек в стране. Они его хорошо знают, и их выбор вполне логичен. С учетом того, что между Кабельо и Мадуро имели место противоречия еще до кризиса, напрашивается еще один вывод: Кабельо и его сторонники, скорее всего, не представлены на переговорах в Осло — там только представители Мадуро и его клана внутри чавистов.

Почему Кабельо идеально подходит на роль замены Мадуро? Дело в том, что для коллективного Запада Кабельо токсичен, так как олицетворяет собой чавистский строй. Кроме того, его обвиняют в связях с наркокартелем «Cartel de los Soles» («Солнце») и контроле едва ли не всего наркотрафика, идущего через Венесуэлу. Поэтому ему нет резона «переобуваться в полете» и становиться «своим парнем» для США. Этот вариант практически исключен. При этом перекрыть кислород Кабельо, который действительно связан с наркоторговлей, через пресечение наркопотока просто невозможно. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на карту, сделанную американским правительством, где отображены сделанные при помощи радаров береговой охраны США треки самолетов, на которых перевозят наркотики (кокаин, марихуану и пр.) в США и Европу. Они стартуют из Венесуэлы. Всего же, по некоторым данным, через Венесуэлу транзитируется половина и даже большая часть наркотиков, производимых в Колумбии (по отдельным оценкам, за последний год было переправлено 240 тонн кокаина). С учетом того, что от наркопотока по всему миру кормятся элиты, правительства, спецслужбы, транснациональные банки и т. д., он никогда не иссякнет — слишком могущественные силы будут против этого. Следовательно, Кабельо перекрытием данного канала не возьмешь, равно как и венесуэльских военных, которые его поддерживают (а их, по разным оценкам, от 45 до 60 процентов). Счета Кабельо арестовать пока тоже не выходит; деньги у Кабельо есть — недавно он организовал своей дочери свадьбу на $16 млн. Причем стоит отметить, что это весьма осторожный человек, не светящийся в том, что могло бы его скомпрометировать (все операции он делает через подставных лиц), и стремящийся действовать в соответствии с афоризмом начальника внешней разведки СССР Леонида Шебаршина: «Ни одна работа не кажется грязной, если ее можно делать чужими руками». На Кабельо замыкаются и наркопотоки (но не только), и связи, поэтому он весьма ценный. Заменить его кубинцам кем-то другим очень сложно, если вообще возможно, да и банально времени нет. Для американцев остается вариант с физическим устранением, но он, как мы показали выше, слишком рискован для внешних игроков. Самому же Кабельо есть что терять.

В таком случае, что ему могут предложить кубинцы (рассуждая, конечно, чисто гипотетически, не обижая кубинцев своими досужими рассуждениями)?

Правильно, стать «чавистом № 1», т. е. повысить в должности. Такой вариант для него, скорее всего, окажется более предпочтительным, чем получить «гарантии» от американцев. В таком случае он не только сохраняет, но и преумножает свою власть. Если кубинцы сделают ставку на этот план «Б», то в определенный момент Мадуро могут «попросить покинуть кабинет» по сценарию, скажем, «я устал, я ухожу». Принципиальная разница данного сценария от сценария с внеочередными выборами будет состоять в том, что перехват управления осуществят не американцы, а кубинцы, чьи специалисты разного профиля присутствуют в Венесуэле. Фактически на переговорах между Кабельо и руководством КПК ему могли дать гарантии поддержки. С учетом того, что кубинская разведка одна из лучших в мире (да-да, это так), то аппаратный и силовой вес плюс осведомленность у группы Кабельо резко увеличатся, что и позволит ему осуществить верхушечный переворот, если станет окончательно известно о готовности Мадуро договориться с американцами, но сохранить власть чавистов. Куба же сохранит свое влияние в Венесуэле.

Николас Мадуро
Николас Мадуро. Фото: globallookpress.com

Мадуро дожмут до конца

При этом не нужно строить иллюзий на счет того, что если Мадуро решил пойти на договоренности с американцами, то они могут быть ограниченными. Например, Мадуро делает несколько уступок, а в ответ США, скажем, снимают какую-то часть санкций. Это не так. Цель администрации Трампа — демонтировать все чавистское руководство и поставить во главе Венесуэлы подконтрольных ей лиц. Только тогда будет осуществлен подлинный перехват управления над Венесуэлой. Любые другие цели суть есть паллиативы, ради которых американцы не стали бы затевать эту игру. Раз так, то Мадуро будут дожимать до конца. Значит, вопрос в том, удастся ли кубинцам сыграть на упреждение, т. к. практически нет сомнений в том, что если информация о готовности Мадуро объявить о досрочных выборах (под чутким контролем западных наблюдателей, что предопределит нужный Вашингтону результат) получит оценку как достоверная, то это станет точкой невозврата для нынешнего главы Боливарианской Республики. При таком раскладе с высокой вероятностью на авансцену выйдет пока еще формально «второй чавист» Диосдадо Кабельо. Вопрос в том, какую игру затеял он и не играет ли на результат в виде выигрыша при любом повороте событий. Впрочем, учитывая бэкграунд Кабельо и его вышеупомянутую «токсичность» для Запада, на самом деле вариантов у него очень мало. Равно как и у кубинцев, поскольку если они потеряют Венесуэлу, то следующей на очереди окажется Никарагуа и любой другой левацкий строй, который поддерживает Куба. Ну а после них очередь неизбежно дойдет и до Гаваны, которой в условиях санкций, блокады и при отсутствии союзников в регионе будет очень туго. Поэтому кубинским барбудос критически важно не допустить падения чавистов, т. к. последствия их краха способны нанести сокрушительный удар по Острову Свободы. Как мы видим, в этой игре повышаются ставки.

Ну а для российского руководства тоже необходимо не остаться в стороне от игры, если оно хочет сохранить свои вложения в Венесуэлу, а не повторить путь, при котором выданные в качестве кредитов Виктору Януковичу $3 млрд новая майданная власть после переворота на Украине в феврале 2014 года отказалась отдавать. И уж если кого-то туда официально или не совсем неофициально посылать (например, самолетами через ЦАР), то делать это более тонко.

Все-таки стоит помнить о том, что гибридная схема организации государственного переворота, реализуемая сегодня Соединенными Штатами в Венесуэле, при определенных условиях может быть напрямую спроецирована на Россию: она эффективна, универсальна и практически беззатратна, так как все расходы на организацию государственного переворота несет народ той самой страны, в которой этот переворот организуется. В Венесуэле это — зарубежные счета самой Венесуэлы, ее госкомпаний и личные счета и активы чавистов, переданные Вашингтоном Хуану Гуайдо; в России это могут быть все те же зарубежные счета российских банков и госкорпораций, их активы, такие как «Северный поток — 2», а также личные счета олигархов и чиновников высокого ранга. А роль Гуайдо может сыграть, в принципе, кто угодно. Даже такой маргинал, как Иван Голунов.






«Если они не уважают Венесуэлу, пусть уходят»: представителю ЕС дали 72 часа, чтобы покинуть страну
Операция по свержению Мадуро может оказаться отвлекающим маневром