Что бывает, когда мы не понимаем, с кем имеем дело, и на автомате поднимаем собеседников до собственного уровня
Лет десять назад у меня была забавная ситуация в оперном театре. Я совершенно случайно оказался там в компании людей, которым сама эта обстановка казалась ужасной, непонятной и отвратительной.
А там давали «Дон Жуана» Моцарта. Люди изнывали, но сидели молча и хмуро. Спектакль был не прям совсем уж гениальный, но поставлен на 4+. Первая мысль, при которой я мог хихикать, - это вспоминая описание Бернарда Шоу в новелле «Дон Жуан объясняется» постановки этой оперы в провинциальном театре. Хотя в данном случае спектакль был не плох - как в описании Б. Шоу.
Ну и потом в самой опере полно смешных моментов «по сюжету», хотя опера эта формально на трагический сюжет. Ну, во всех трагедийных спектаклях есть комедийные моменты. Например, в «Риголетто» - песенка герцога, а здесь, допустим, - ария Лепорелло (ну или не ария, а где он там список зачитывает).
Наконец в любом оперном спектакле могут шутить певцы или дирижер с оркестром, что в тот раз и было. В общем, я просмеялся весь спектакль.
Вывод же тех, с кем я там был, о моем смехе заключался в том, что «мы понимаем, как тебе это было невыносимо, что даже вплоть до нервного смеха». Я отлично понял, что они не шутили. Кажется, они подумали, что я выпил лишнего, и на самом деле решили, что мой смех был натужно-нервным.
И наоборот. Месяца три назад я вынужденно (сидя в одном учреждении в ожидании очереди) минут сорок смотрел транслируемый там концерт Петросяна.
Я давно не смотрю телевизор вообще и столь же давно перестал фыркать и возмущаться по типу «как можно показывать такую пошлость». Ну нравится кому-то, и пусть смотрит. А в данном случае я и вовсе решил не выходить покурить и т.д., но остаться и посмотреть, что за петросяновская передача такая, про которую в свое время было столько криков об «уберите это с экрана, это жуткая пошлость».
Я все сорок минут внимательно смотрел - и не понял вообще ничего. Я не понимал, почему там в определенные моменты делают звуковые вставки «хохот в зале». Там не было никакого «пошлого юмора», я просто не понял суть. Пошлый юмор - это «Камеди Клаб», допустим. И т.п. А там все сорок минут не было никакой смысловой нагрузки вообще, даже намека на хоть один из мне известных видов юмора, даже не одобряемого. Я просто ничего не понял, и сейчас никак не могу понять, ну кто же там находит хоть что-то смешное, хотя бы вульгарное. Это ведь ни о чем совсем. Какой-то произошел разрыв в обществе.
Но я пишу пост не для этого. Это я про события в Грузии. Дело в том, что изначально мне это представилось совершенно иначе. На автомате.
Не важно, что во всей ситуации виноваты только одни грузины. И что, быстрее всего, даже не какие-то там американцы устроили провокацию и т.п., - скорее всего это их внутренние грузинские разборки (в изучении которых мне лень копаться, я вообще не представляю, кому может быть интересно изучение внутренней политики, например, в Грузии, Албании, Эстонии или Гондурасе). Ну просто устроили провокацию, использовав заодно визит и нашей делегации, ими же приглашенной.
И не то важно, что мы дали адекватный ответ, на мой взгляд, даже слабый, поскольку я бы еще их мерзкое тошнотворное пойло наконец бы окончательно запретил к ввозу в Россию, поскольку теперь его нет-нет, да кто-нибудь подарит, а я его даже на мариновку шашлыка не использую.
Дело в том, что сам казус мне представился зрительно иначе. Повторяю, не то важно, что сами грузины усадили в это председательское кресло нашего депутата, поскольку он председательствовал на собрании. Ну, может случайно, подумал я. И получилось в итоге забавно.
Но я подумал (повторяю - представил себе внешне), что это правда какое-то «священное кресло», знаковое и т.д. Скажем, приглашают американского посла в «Оружейную палату» на прием, говорят: «Присаживайтесь», а он не понял куда, - и сел на трон Ивана Грозного.
Ну, тоже просто глупый конфуз, выговор смотрителю музея, но, в общем, обсуждения не стоит.
Или там в Палате Общин в Лондоне, где креслом спикера был символический мешок с овечьей шерстью. Или в Палате Лордов - трон для короля/королевы и т.д. Словом, что-то символичное, старинное и т.п., не для гостей, да и вообще реликвия.
Мне живо представилось, что наш депутат присел на какое-то резное в григорианском стиле кресло-трон. Что-нибудь типа того, что у них там в Грузии или в Армении у Католикоса (патриарха) и т.п. А при этом должен был сидеть в другом месте, как и спикер Палаты Лордов не сидит на королевском троне, но тот просто стоит в зале и ждет, когда заглянет в палату королева.
Ну, думаю, хоть грузины сами виноваты, но, наверное, такая картинка могла вызвать восстание плебса. Забавно получилось.
И любопытства ради долго искал этот красивый резной трон на фотографиях. Ну, интересно же.
Оказалось, что мое представление было именно моим представлением. Ничего такого там не было и нет. Никаких резных кресел-тронов - вообще ничего. И сам зал напоминает зал заседаний в районной управе «Кузьминки» Юго-Восточной префектуры г. Москвы. О чем они вообще?
Обычные черные кресла на колесиках, которые для начальства покупают за тысячу долларов в дорогих магазинах, а если вам жалко столько денег тратить, то можно купить на распродаже мебели при закрытии офисов за 80 долларов.
И там несколько этих кресел - какое из них председательское, а какое других членов президиума в этом провинциальном сельсовете, совершенно не понять, - они одинаковые.
Т.е. мое представление о событии, которое у меня существовало всю прошедшую неделю, вообще рухнуло. И вывод поменялся.
Понятно, что сами грузины виноваты, что они использовали свою же собственную провокацию для каких-то там своих внутренних разборок, опозорились и были за это наказаны рублем. Хрен с ними, с их интригами.
Но ужаснуло, до какого низкого уровня, ниже дна, пал этот самый уровень. Раньше они хоть надували щеки, понтовались и т.п. - и на фоне этого был дикий гонор. Разумеется, смешной и бескультурный, но хотя бы зрительно уяснимый. Понятно, что орать, хамить и понтоваться, - это черты характера, и особо поводов не надо. Повод для очередного «восстания рвотных масс» при желании можно придумать любой.
Но ведь его хоть как-то нужно обставить внешне, ну хоть как-нибудь. Ну как можно изображать из себя бескультурное хамло и быдло вообще даже без внешних оснований?
Не знаю, ну можно было бы во время визита делегации в какой-нибудь там музей или в комнатку, где у них там какое-нибудь первое издание Конституции хранится, подпоить нашего депутата, чтоб его на эту Конституцию невольно бы стошнило. Ну, хоть что-то. А тут что?
Мне кажется, с проектом «Грузия» вообще нужно заканчивать, как и с проектом «Украина». Это столь же нелепое и глупое формирование - и русские цари зря из них создали что-то единое, как и Сталин зря соединил четыре чуждых друг другу части: Малороссию, Новороссию, Галицию и Подкарпатье.
То же было и с Югославией, допустим. Язык, вроде, один - сербо-хорватский, на котором говорят в Сербии, Хорватии, Боснии, Черногории и т.д. А государств разных - шесть штук, кажется (еще Словения и Македония). Но Югославию в итоге разделили на «несколько народов» по принципу истории, разных религий и т.д.
Ну так и в Грузии ровно то же самое. История у всех этих Кахетий, Менгрелий, Гурий, Аджарий и т.п. абсолютно разная, они в разных государствах находились. Религия - разная (аджарцы - мусульмане). Про абхазов и осетин я вообще молчу, но с ними вопрос давно решен.
У них все разное. Зачем их было объединять?! Незачем. И продлевать это недоразумение я считаю незачем. У Югославии больше оснований быть единой.
Люди ведь от чего с ума сходят - как в данном случае? От того, что у них нет никакой логики. Ну вот как тут.
Разделить на пять-десять независимых княжеств, как всегда и было, - и пусть между собой дерутся и наполнят свое «государственное» существование хоть каким-то смыслом.
«Кресло на колесиках - священный атрибут». Тьфу.