На Украине кризис государственности
И темой иска являются не коррупционные действия Петра Алексеевича, как этого все логично ожидали, а государственная измена. По мнению автора обращения Анатолия Портнова, бывшего заместителя главы администрации Виктора Януковича, Порошенко специально подставил украинских моряков, отправленных на провокацию у Крымского моста, с целью ввести в стране военное положение и отменить выборы. Портнова заслужено называют «юридическим киллером», так что его возвращение на Украину (одновременно с Коломойским) симптоматично.
Что может означать эта новость? С одной стороны, все действия Порошенко во втором туре (а правильнее - его бездействие) говорят нам о том, что он получил от своих западных покровителей и хозяев некие гарантии неприкосновенности после победы конкурента. Коллективному западу было важно обеспечить несомненную легитимность и мирный характер передачи власти на Украине. Вариант традиционной для этой страны смены правящей группы (через майдан или иные формы вооруженного противостояния) им не подходил. Украина должна была продемонстрировать показательный для стран постсоветского пространства пример – «выбрали западную интеграцию и сразу стали страной подлинной западной демократии». Мол, смотрите, учитесь. Поэтому, как не чесались руки у Порошенко/Тимошенко подтасовать результаты, а потом – оспорить их традиционным «майданным» образом, сделать это им не дали.
Пока речь не идет о финансовых и коррупционных аспектах деятельности бывшего президента. Обвинение в госизмене, конечно, достаточно тяжелая статья. Но следствию предстоит доказать, что Порошенко лично отдавал приказ украинским морякам на атаку Керченского моста или, по крайней мере, был в курсе этого приказа и одобрил его. На данный момент он утверждает, что ни сном, ни духом об этом знал. Конечно, это утверждение представляется крайне неубедительным, атака вооруженных сил на соседнее государство – не прогулка за барабулькой в нейтральные воды. Но это нужно еще доказать.
Перспективы же привлечения Порошенко к реальной уголовной ответственности по коррупционным делам достаточно иллюзорны. К такому выводу в опубликованной на страницах «Известий» авторской колонке приходит директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. И не допустить этого постараются именно те «западные партнеры», которые выступали гарантами Минских соглашений. «Так как и немцам, французам будет сложно объяснять своим избирателям, почему они на протяжении пяти лет поддерживали тотально коррумпированный режим. В то же время на этом треке у новой украинской власти открывается возможность активного сотрудничества с американскими республиканцами относительно попыток влияния режима Порошенко на президентские выборы в США и их открытой поддержки кандидата от демократов», – отмечает политолог.
По факту – это конфликт интересов Америки и Объединенной Европы. Об этом говорит и то, что Дональд Трамп, поддержав на словах «народ Украины», тем не менее, от встречи с Зеленским пока воздержался. Об условиях проведения такой встречи недвусмысленно заявил адвокат Трампа Рудольф Джулиани: «Президент Трамп поставил одно единственное условие – президенту Украины предстоит доказать, что является самостоятельной фигурой, а не пешкой местных олигархов». Наверное, при этих словах Джулиани в своей «родовой украинской деревне» нервно вздрогнул украинский олигарх Игорь…
Так что, сбудутся ли самые заветные чаяния украинских избирателей, увидят ли они столь «любимого» ими президента за решеткой, пока остается неясным. Да, в общем-то, не так для нас важно, окончит пан Петро свои дни в камере или нет.
Гораздо более интересным представляется ближайшее будущее самой Украины. И здесь крайнее примечательно следующее. Сейчас все большее количество экспертов (в том числе западных и про западных, что важно!) всерьез рассматривают возможность распада Украины.
«Единственный вариант выживания именно для Украины — это ее демонтаж. Уж слишком сильны внешние факторы: слишком велика гравитация больших стран рядом с Украиной, слишком сильны противоречия внутри страны. Уменьшение самой себя до размеров, когда она окончательно потеряется на задворках истории с нулевыми геополитическими амбициями. Ну, что-то типа Болгарии», считает немецкий журналист украинского происхождения Сергей Ботырев. И это мнение не единственное.
О «крайне опасной ситуации» в Одессе пишет и пресс-секретарь Евромайдана-2014 в этом городе Алена Балаба. По ее словам, опубликованным сетевым изданием “Shark News”, «Одесса после «революции достоинства», прошедшей в 2014 году на Украине, начала все больше отделяться от остальной страны и на текущий момент фактически превратилась в самостоятельное государство внутри Украины». Так же она отмечает, что если город и не пойдет на прямое противостояние с властью и отделение от остальной незалэжной, как это произошло в случае с ЛНР и ДНР, то он «вполне может противостоять Киеву в основном идейно, создав внутри города русский мир».
Более того! Сразу после роспуска Рады новым президентом Владимиром Зеленским мэр Харькова Геннадий Кернес вместе со своим одесским коллегой Геннадием Трухановым заявили о создании новой политической партии, ориентированной на электорат юго-восточных регионов Украины. И, зная политтехнологические таланты Кернеса, перспективы у этой партии безусловно есть. О ситуации в ЛДНР я вообще молчу. Лишенные права голосовать, ежедневно обстреливаемые войсками ВСУ и нацбатальонами карателей, эти люди вряд ли вернутся в состав Украины на условиях Киева.
И все это – на фоне все более обостряющегося противостояния Рады и новоизбранного президента. Дело доходит уже до прямых угроз. Так председатель Рады со справкой об умственной отсталости Андрей Порубий прямо предупреждает Зеленского и обещает ему новый Майдан: «Принюхайтесь – это запах горящих шин. Реванш не пройдет!». Инициативы Зеленского по реформированию избирательного законодательства не приняли в расчет, создаваемое им правительство бойкотируется.
Так что же дальше? Учитывая, что одним из главных требований украинских избирателей к Зеленскому было требование прекратить гражданскую войну на Донбассе, вопрос мира сейчас первостепенен. И все остальные вопросы – коррупция, разваливающаяся экономика, гигантский долг перед МВФ – все это отходит на второй план. Необходимо остановить убийства мирных жителей Донбасса. Сейчас. И от этого вопроса действительно зависит сохранение целостности Украины, как единого государства.
Казалось бы, что мешает? Зеленский уже президент – отдай приказ ВСУ прекратить огонь, разоружить добробаты, отойти от линии разграничения. Хотя бы на те самые 20 километров, о которых говорится в Минских соглашениях. Но какие реальные возможности есть у него для этого простого действия? Даже не беря в расчет идеологические моменты, возможности для маневра у него крайне мало.
По мнению известного израильского политолога и эксперта Якова Кедми, окончание войны на Донбассе «возможно только в одном случае. Если в Киеве все-таки пойдут на федерализацию страны. С соответствующей передачей ряда функций и полномочий регионам, особенно Донбассу. Но Зеленский не сможет этого сделать. Поскольку ему не позволят это сделать местные олигархи». Это, по сути, означает переход от унитарной Украины к федерации. А именно это и станет началом распада Украины в ее нынешнем виде.
Потому что, «если Украина станет федеративной, то многие регионы от Одессы и дальше последуют за Крымом». Это логично приведет к установлению своих региональных законов в каждом субъекте федерации. Например, на Буковине признают региональным языком румынский, в Закарпатье – венгерский, а более половины других областей – выберут русский. Киев на это не пойдет никогда.
«Если представить, что федерализация все-таки произошла, то регионы получат право проводить референдумы», считает израильский эксперт. «За отдельными регионами будет трудно уследить. Референдумы о самоопределении начнут появляться, как «грибы после дождя». Даже если они не в полной мере будут соответствовать общей Конституции страны». Как показывает практика, ошибается Кедми - бывший глава израильской разведки Натив - крайне редко.
Таким образом, прекращение гражданской войны и хоть какое-то, пусть призрачное, но возвращение Донбасса в состав Украины, возможно только на основании предоставления ему «особого статуса». Я не верю, что, даже в этом случае, жители ЛДНР вернутся. Не верю, что жители Донбасса пусть теоретически, но рассматривают вариант нахождения в составе Украины. Но, предположим. Предоставление «особого статуса», то есть, по сути, эта самая федерализация – начало демонтажа всей Украины, как единого государства. Все. Шах и мат.
Да и не желает Зеленский двигаться по «дорожной карте» Минского соглашения. О чем четко и ясно он заявил в последнем телефонном разговоре с пока еще канцлером Германии Ангелой Меркель. «Мы – за Минские договоренности, но переговоров с Россией не будет»!
Кто же может помочь Украине? Кто разрешит неразрешимую задачу? Что же говорят западные «верные друзья» и союзники незалэжной? Об этом в эфире YouTube-канала «KRYM – критическое мышление» рассказал украинцам сбежавший в США скандальный российский либерал, экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко*, которого в симпатиям к нам или русскому миру заподозрить совсем сложно. «Я считаю, что Украина может рассчитывать только на себя. Помощь Запада будет, возможно, задним планом, но она никогда не будет решающим аргументом в определении того, что будет происходить в Украине и в российско-украинских отношениях».
Так что распад Украины более чем возможен. Запад – полякам, венграм и румынам, русский юго-восток (Одесса, Харьков, Днепропетровск, Мариуполь и Николаев), который всегда тяготел к России, через референдумы вольется в состав ЛДНР и войдет в зону нашего влияния.
И здесь, самое главное. Я обращаю ваше внимание на то, что я специально привел мнения только тех экспертов, которых никак не назвать ангажированными Кремлем и так далее. Не мы начнем. Нам это и не надо… Это тот самый случай, когда, следуя древней восточной мудрости, нужно спокойно сидеть на берегу реки и «ждать, когда мимо проплывет труп твоего врага».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов